Научить детей работать с информацией, структурировать ее и анализировать — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Научить детей работать с информацией, структурировать ее и анализировать

about_02_Kadlubai_01.png

Кадлубай Александр Владимирович,
з
аместитель Министра образования Республики Беларусь

– Александр Владимирович, цифровые навыки в современном мире имеют важное значение. К тому же Беларусь стремится стать ИТ-страной. Как Вы считаете, с какого возраста нам нужно начинать формировать цифровые навыки у подрастающего поколения?

– Действительно, мир стремительно меняется, и информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Эти изменения в значительной мере затрагивают наших детей, поскольку им предстоит жить в этом новом мире. Соответственно, образование тоже не может не меняться. Чему, как и когда учить – вопрос довольно непростой. Необходимо учитывать особенности возрастного интеллектуального, психологического развития детей и их способность воспринимать те или иные знания, в том числе касающиеся информационных технологий.

В мире складываются различные подходы в этой области и предпринимаются различные экспериментальные шаги. Что важно, единого общепринятого подхода пока еще не выработано. Информационные технологии вызвали в обществе слишком быстрые перемены. Системы образования всех стран попросту не приспособлены реагировать столь быстро.

Навыки у детей должны формироваться поочередно. В части информационных технологий ранее предполагалось, что в Беларуси они в основном формируются в школе. Но и до школы у детей закладываются образцы поведения, мышления, подходы к решению различных задач. Сегодня информационные технологии проникают в жизнь подрастающего поколения очень рано, еще до школьной поры. Оглянитесь вокруг – вы увидите, что родители дают своим детям в руки смартфоны чуть ли не с пеленок.

На современного ребенка обрушивается лавина информации. Он не должен «утонуть» в ней, а, наоборот, должен извлечь из нее пользу, научиться с ней работать, структурировать, анализировать. Соответственно, в современном мире важно как можно раньше начинать развивать у детей логическое мышление. Я полагаю, что основы логического мышления и алгоритмизации детям можно начинать объяснять уже в старшем дошкольном возрасте. То есть заниматься этим нужно, начиная уже с учреждений дошкольного образования.

При этом данный процесс должен быть не хаотичным, а упорядоченным. Должна быть преемственность в том, чему учат в детском саду и чему затем – в школе.

– Как и в любой другой сфере, в сфере информационных технологий есть потребители и создатели. Навыки пользователя сегодня уже стали фактически обязательными – почти любая работа, да и просто эффективное получение информации и общение с другими людьми, требует умения пользоваться компьютером, планшетом, смартфоном и различным программным обеспечением. На Ваш взгляд, как правильно выстроить у подрастающего поколения баланс между потреблением и созданием в сфере ИТ? Что Вы можете сказать о проекте «Информатика без розетки»?

– Информатика – школьный предмет, который традиционно предполагает использование компьютера. Однако мы должны четко понимать, что информатика – это не только умение пользоваться вычислительными машинами, но и, в первую очередь, набор определенных знаний, понимание принципов работы подобных устройств и сути обработки информации.

Грамотный педагог может в рамках изучения основ информатики выстроить образовательный процесс даже без персонального компьютера. С учетом правил пользования компьютерной техникой и имеющихся ограничений в соответствии с санитарными нормами для несовершеннолетних это было бы даже полезно для здоровья. Впрочем, я к этому не призываю. Уверенно пользоваться современной вычислительной техникой тоже надо уметь.

Меня немного огорчает, что информационные технологии воспринимаются учениками через призму развлечений. Для многих представителей нынешнего молодого поколения компьютер играет ту же роль, что для представителей предыдущего играл телевизор. Наверное, неправильно, чтобы такой замечательный и мощный инструмент, как компьютер, был всего лишь игрушкой. Ведь он, в отличие от телевизора, позволяет не только потреблять контент, но и создавать новое, полезное. Полагаю, задача системы образования – помочь ученику полноценно изучить этот инструмент, продемонстрировать все его созидательные возможности, научить программировать.

Что касается детей дошкольного возраста, то в отношении них подход изучать информатику без компьютера считаю многообещающим. Поэтому к проекту «Информатика без розетки» отношусь очень положительно.

– Какими Вы видите перспективы развития проекта «Информатика без розетки»? Как будет выстроено дальнейшее взаимодействие и сотрудничество Министерства образования и Парка высоких технологий в сфере дошкольного образования?

– Сейчас этот проект, который Парк высоких технологий и Минобразования реализуют совместно, находится в пилотной стадии. Уверен, что результаты будут хорошими, и полагаю, что полученный в ходе его реализации опыт в дальнейшем можно будет успешно масштабировать. Надеюсь, что полученные в ходе проекта наработки получат не только широкое распространение, но и, главное, признание у педагогов. Мы все ориентированы на то, чтобы наши дети активно развивались и были успешны в будущем – это результат, который порадует нас и профессионально, и чисто по-человечески.

– Какова, на Ваш взгляд, роль воспитателя дошкольного образования в формировании подрастающего поколения в стране сейчас, какой она должна стать, как она должна измениться?

– Если кто-то где-то иногда недооценивает роль воспитателей детских садов, то я хочу ему сказать, что на самом деле их роль очень велика. Педагоги, работающие с дошкольниками, формируют вместе с родителями личность детей. Вместе они закладывают фундамент будущих успехов школьников.

В ходе воспитания дошкольников формируется отношение к труду и учебе. При этом педагогические воздействия эффективны в том случае, если воспитатель умеет найти необходимые методы и приемы с учетом личностных особенностей ребенка.

И сегодня, и в будущем воспитатель должен развивать у детей внимание, мышление, память. Он должен решать в том числе и образовательные задачи: обучать находить правильное решение в различных ситуациях, развивать умение анализировать, делать выводы, логическое мышление. И конечно, он должен воспитывать у детей желание помогать друг другу в выполнении коллективного задания.

Дошкольное образование постепенно изменяется. Кроме игровой деятельности, дошкольники все чаще включаются в экспериментирование. Под руководством взрослого они высказывают предположения, планируют свою деятельность, используют специальные приборы и материалы для проверки гипотезы, формулируют выводы или умозаключения. Все это позволяет им эффективно познавать окружающий мир, поддерживает и развивает в них интерес к исследованиям, открытиям.

В чем-то проект «Информатика без розетки» тоже можно назвать детским экспериментированием, направленным на развитие логического мышления и математических способностей. Ведь в ходе этого проекта дети активно участвуют в процессе познания, у них формируются общие подходы к решению различных практических задач.

наверх