Дидактическая игра «Рассели друзей»
Использование данной дидактической игры нацелено на формирование у детей умения определять предмет, используя логическое отрицание.
Для проведения игры понадобятся три детских стульчика и картинки с изображениями домика, животных и запрещающих знаков.
Правила игры:
Воспитатель расставляет перед детьми полукругом три стула, которые будут считаться домиками друзей. На спинке каждого стула прикреплены по очереди цифры: 1, 2, 3.
Также на стульях установлены запрещающие знаки:
-
стул № 1 – два запрещающих знака
-
стул № 2 – запрещающие знаки отсутствуют
-
стул № 3 – один запрещающий знак
Затем воспитатель назначает трех воспитанников играть роль Белки, Цыпленка и Черепахи (в руках у каждого ребенка картинка с изображением одного из животных).
Детям необходимо расселить друзей: Белку, Цыпленка и Черепаху в свои домики, учитывая запрещающие знаки.
Сначала воспитатель подробно обсуждает с детьми, в каких из трех домиков могут жить Белка, Черепаха и Цыпленок, а именно:
-
Дети, скажите, если в домике № 1 может жить НЕ Белка и НЕ Черепаха, то кто из трех друзей может жить в этом домике? (Ответ детей: Цыпленок.)
-
Если в домике № 3 может жить НЕ Белка, то кто может жить в этом домике? (Ответ детей: может жить Цыпленок и Черепаха. Но если Цыпленок живет в домике № 1, то в этом домике может жить Черепаха).
-
Тогда в каком домике может жить Белка? (Белка не может жить ни в домике № 1, ни в домике № 3, а значит, Белка может жить в домике № 2.)
Правильный ответ:
Домик № 1 – Цыпленок; домик № 2 – Белка; домик № 3 – Черепаха.
После общего обсуждения трое воспитанников самостоятельно проговаривают про каждого из друзей, картинка которого находится у него в руках:
Белка не может жить ни в домике № 1, ни в домике № 3, значит, Белка может жить в домике № 2 – кладет картинку Белки на стул № 2;
Черепаха: если в домике № 2 живет белка, а в домике № 1 Черепахе запрещено жить, то Черепаха живет в домике № 3 – кладет картинку Черепахи на стул № 3;
Цыпленок: если в домике № 1 могут жить НЕ Белка и НЕ Черепаха, то в нем живет Цыпленок – кладет картинку Цыпленка на стул № 1.
Практический совет:
Чтобы дети не испытывали затруднений при выполнении данного задания, необходимо очень подробно обсудить всем вместе, в каких из трех домиков могут жить Белка, Черепаха и Цыпленок. Затем воспитатель внимательно выслушивает, как дети самостоятельно проговаривают правила расселения друзей.
Раздаточные материалы:
-
pdf
Карточка_Белочка.pdf
(.pdf, 3 Мб)
-
pdf
Карточка_Белочка_NOT.pdf
(.pdf, 2 Мб)
-
pdf
Карточка_Цыпленок.pdf
(.pdf, 2 Мб)
-
pdf
Карточка_Черепаха.pdf
(.pdf, 2 Мб)
-
pdf
Карточка_Черепаха_NOT.pdf
(.pdf, 2 Мб)