Путь к цифровому будущему — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Путь к цифровому будущему

Современное общество глобально зависит от информационных технологий, которые стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. Образование, как одна из сфер обучения, развития, воспитания личности, призвано своевременно готовить людей к изменяющимся условиям существования, давать им такие знания, умения и навыки, которые позволили бы им успешно адаптироваться, жить и работать в быстроменяющейся и прогрессирующей информационной среде общества. Сфера ІТ-технологий — одна из самых передовых и важных в Беларуси. Основы современной информационной культуры необходимо изучать уже на уровне дошкольного образования. Возрастающий объем информации, которую дети должны усваивать не механически, а осмысленно, требует более совершенных форм, методов и приемов обучения.


Маленькие исследователи на «Информатике без розетки»

Воспитанники детского сада - маленькие исследователи: каждый день они с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир. Задача педагогов и родителей – помочь им найти правильные пути познания, развить стремление к новым открытиям, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности. Логическое мышление имеет огромное значение в жизни каждого человека. Начиная с 5 лет имеет смысл закладывать в мышление ребенка основы логики и алгоритмики. Первым средством в формировании логического мышления является игра – любимое занятие детей, ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

В 2020/2021 учебном году наше учреждение включено в перечень учреждений образования, на базе которых под руководством и с участием Парка высоких технологий осуществляется экспериментальная деятельность по проекту «Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5-7 лет».

На сегодняшний день пройден большой путь к достижению поставленных задач в реализации учебной программы экспериментальной деятельности.

«Информатика без розетки», так называем мы проект в каждодневной работе, это календарь ярких, удивительных, запоминающихся занятий, мероприятий, событий в летописи детского сада.

Первая страница началась с того, что были определены педагоги, которые будут работать над реализацией проекта. В экспериментальной деятельности наше учреждение принимает участие впервые. Начинать работу в этом направлении было волнительно, возникали первые вопросы, ответы на которые оперативно и содержательно получали от руководителей проекта.

Педагоги, будущие тьюторы проекта, прошли онлайн-обучение по темам учебной программы курса «Информатика без розетки». Обучение проходило постепенно, все темы курса структурированы, содержательны и описаны доступным языком. В информационные блоки включены все теоретические вопросы и методические рекомендации к проведению занятий с детьми.

Начиная с прохождения онлайн-курса, стало понятно: работа будет интересная, полезная воспитанникам и педагогам. В тоже время доступна и понятна. На протяжении всего курса обучения посредством мессенджера Viber, руководители проекта сопровождали нашу деятельность: оказывали помощь в установке приложения для прохождения обучающего курса, ориентировали в сроках прохождения курса, выводили рейтинги всех участников индивидуально и в команде от учреждения. Мы одни из первых прошли итоговый тест на сертификат и были лидерами в прохождении промежуточных тестов.

Первые сертифицированные педагоги-тьюторы проекта «Информатика без розетки»

В сентябре все наши педагоги получили сертификаты.

Увлекательные, занимательные, развивающие занятия с воспитанниками в рамках реализации экспериментального проекта «Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет» начали проводить с октября. Были сформированы 4 группы по 15 человек. Две контрольные и две экспериментальные.

Воспитанники, вошедшие в экспериментальные группы, имели разный уровень развития по результатам диагностического тестирования, количество девочек и мальчиков было примерно одинаковое.

Занятия проходят в компьютерном классе, несмотря на то, что дети за компьютерами не занимаются. Ребята перестали их со временем замечать.

Занятия по программе «Информатика без розетки»

Простые, доступные детскому восприятию занятия на развитие алгоритмического мышления служат основой для дальнейшего обучения в школе, осознанному овладению компьютерной грамотой.

Курс «Информатика без розетки» для учреждений дошкольного образования включает 10 разделов, в каждом разделе по 4-6 тем-занятий с разнообразными сюжетами и дидактическими играми. На каждой встрече ребята перевоплощаются в информационных исследователей и отправляются в путешествия, где познают новые истины, учатся видеть и находить отличия между предметами, называют признаки и сходства предметов и явлений, учатся действовать по алгоритму, познают первые элементы кодирования. Они превращаются сами в маленькие компьютеры, способные с легкостью решить задачи, ранее которые для них были непосильны. В ходе проекта проводиться мониторинг формирования у воспитанников алгоритмической грамотности и развития логического мышления воспитанников.

Для работы тьюторам предоставлены не только планы-конспекты, но и наглядность, методические рекомендации проведения занятий по каждой теме. После проведения занятий педагоги заполняют удобную онлайн-форму отчета и отправляют её руководителям проекта.

В декабре месяце по инициативе Парка высоких технологий, организован открытый конкурс c целью обобщения и популяризации лучших практик организации образовательного процесса по обучению старших дошкольников основам информатики без использования компьютера. Педагоги нашего учреждения приняли активное участие во всех номинациях конкурса "Информатика без розетки - 2020". Полын Л.Н. приняла участие в номинации "Тьютор - профессия будущего" и заняла 3 место; Масальская О.И. – в номинации "Папа, мама, я - ИТ-семья", 3 место; Мартыненко Н.А. и Маркевич Ю.М. приняли участие в номинации "Фотомгновение". В номинации "Творческая мастерская" приняли участие все педагоги проекта и стали призерами изготовив дидактическое пособие "Планшет IT-VAT".

В ходе реализации экспериментального проекта проводятся онлайн-стримы, по решению и преодолению возникающих проблем и затруднений при организации процесса обучения в рамках проекта. В ходе онлайн-встречи 05.02.2021 педагоги нашего детского сада поделились опытом работы по организации рефлексии на занятиях в рамках курса "Информатика без розетки". Видеофрагменты занятий этапа подведения итогов занятия и рефлексии представили Полын Л.Н., Масальская О.И., Маркевич Ю.М., Мартыненко Н.А. 19.02.2021 воспитатели представили опыт работы по взаимодействию с родителями посредством онлайн-конференций, использования презентаций, работа с QR-кодами в фотоальбомах.

Реализация проекта сопровождается широкой просветительской кампанией, а также разработкой и распространением методических материалов для воспитателей дошкольного образования с целью повышения уровня их профессиональной компетентности и популяризации идеи проекта.

Цифровые наследники - выпускники программы «Информатика без розетки»

Учебная программа курса «Информатика без розетки» направлена на обучение детей различным способам использования информации. Воспитанникам дается возможность стать создателями, а не потребителями; быть «цифровыми наследниками» а не «цифровыми аборигенами» в этом современном мире.

Литвинюк Ж.И., заведующий
Булова Т.В., воспитатель-методист
государственное учреждение образования «Ясли-сад №40 г.Мозыря»
наверх