«Информатика без розетки»: шаг за шагом — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

«Информатика без розетки»: шаг за шагом

В феврале 2019 года в рамках работы Республиканского совета заведующих я познакомилась с опытом работы коллег из г.Орша по внедрению модели «Программирование без розетки в условиях учреждения дошкольного образования». Тема заинтересовала, и появилось желание попробовать, хотя сомнения по поводу, не рано ли учить детей дошкольного возраста основам информатики, возникали. Но, понимание того, что современные дети уже рождаются с телефоном и планшетом, живут в мире, в котором на них обрушивается «лавина» информации, и они не должны «утонуть» в ней, а, наоборот, должны извлечь из неё пользу, научиться с ней работать, привело наше дошкольное учреждение к участию в пилотном образовательном проекте «Информатика без розетки». Участие в проекте стало для нас совершенно новым направлением в работе.

Во-первых, остро встал вопрос кадров: кого выбрать, кто справится с этой работой? Поэтому на обучение в Парк высоких технологий мы приехали командой из 5 человек. А в итоге в проекте осталось только два педагога. Я поняла, что при подборе тьюторов недостаточно выбирать воспитателей со специальным образованием, добросовестно относящихся к работе, в проекте нужны креативные, творческие, способные быстро мобилизоваться, а, главное, желающие участвовать в новой деятельности, педагоги.

Во-вторых, необходимо было в короткий срок создать условия для осуществления проекта: организация развивающей предметно-пространственной среды для проведения занятий с воспитанниками, закупка материалов для проекта, согласно стартового набора, предоставленного Парком высоких технологий.

Наше дошкольное учреждение было открыто в 1977 году, в то время не предусматривались отдельные помещения для организации дополнительных платных образовательных услуг. В связи с востребованностью нашего учреждения в районе не представлялось возможным закрытие группы, поэтому занятия с воспитанниками мы организовали в музыкальном и физкультурном залах, а для хранения, накопления и систематизации материалов по проекту использовали небольшой кабинет, переоборудованный из подсобного помещения, - ресурсный центр. Для качественной организации занятий в залах встал вопрос о необходимости оснащения их дополнительным полифункциональным, трансформируемым материалом и оборудованием, который позволил бы быстро создавать пространство под разные задачи проекта. Таким образом, в музыкальном зале дополнительно были размещены передвижная магнитно-маркерная доска, стол-трансформер, магнитные мольберты, что позволило обеспечить вариативность проведения занятий, дало возможность использовать в ходе занятий различные способы организации детей (группа, подгруппа, пары, тройки).


Развивающая предметно-пространственная среда физкультурного зала включает разнообразное спортивное оборудование и инвентарь, наборы мягких модулей, что позволяет легко моделировать пространство в зависимости от темы занятия. Большая площадь физкультурного зала даёт возможность эффективно использовать напольное учебное полотно.

В ресурсном центре материал по проекту был систематизирован и размещён по следующим блокам: учебно-методические рекомендации для тьюторов, наглядный демонстрационный и раздаточный материал для проведения занятий, индивидуальный материал для воспитанников.

Занятия "Информатики без розетки" проходят в виде увлекательных игр

Участие в пилотном проекте было организовано в виде платной образовательной услуги. Занятия проходили в виде увлекательных игр. В игровой форме воспитанники взаимодействовали не с реальными объектами, а с образами, символами, рисунками, предметами. На занятиях использовались игры и игровые упражнения, которые способствовали развитию памяти, внимания, мышления, творческого воображения, формированию умения мыслить логически еще до того, как они начнут свое обучение в школе, учили составлять алгоритмы и даже писать код.

Педагоги-тьюторы на основе тем, задач, игр, предложенных Парком высоких технологий, весь предыдущий учебный год разрабатывали конспекты занятий. После проведения каждого занятия составлялся отчёт, после изучения каждой темы - технологическая карта, в которой были проанализированы достижения и затруднения воспитанников по выполнению заданий, даны рекомендации по использованию эффективных методов и приёмов.

Реализация образовательного проекта предполагала участие педагогов в открытых конкурсах «Информатика без розетки», организуемых Парком высоких технологий. В декабре 2019 за участие в конкурсе в номинации «Тьютор – профессия будущего» мы были награждены дипломом III степени, в номинации «Программирование без розетки – первый опыт» - дипломом II степени.

Одним из направлений моей работы как координатора проекта была его популяризации среди коллег и родителей. В течение учебного года были проведены открытые мероприятия для руководителей учреждений дошкольного образования Ленинского района г.Минска, представление опыта работы для журналистов из Австрии, семинар для родителей с участием представителей ПВТ, представление опыта работы на семинаре в Минском областном институте развития образования.

Используя опыт работы в пилотном проекте «Информатика без розетки», в этом учебном году мы стали участниками экспериментального проекта «Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5-7 лет», реализация которого позволит выявить эффективность методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5-7 лет.

Педагоги-тьюторы проекта прошли обучение и получили сертификаты ПВТ

Педагоги-тьюторы, и я, как координатор, прошли двухступенчатое обучение в Парке высоких технологий и получили сертификаты на право участия в проекте. Парк высоких технологий предложил программу, направленную на формирование алгоритмической грамотности у воспитанников, которую мы апробируем. Обмен опытом с коллегами осуществляется через стримы, организуемые Парком высоких технологий.

Призер открытого конкурса «Информатика без розетки-2020»

В декабре 2020 года, участвуя в открытом конкурсе «Информатика без розетки», за разработку дидактического пособия «IТ-шашки» дошкольное учреждение отмечено дипломом II степени и ценным подарком, за участие в номинации «Фотомгновение» я была награждена дипломом III степени.

Спустя год можно говорить об успешности начинания. Живость ума, любознательность, хорошая память позволяют дошкольнику без особого труда накапливать такую массу информации, которая в последующие периоды жизни вряд ли повторится. Более того, дети демонстрируют способность усваивать не только разрозненные значения, но и систему знаний. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым. Занятия не только расширяют и закрепляют полученные представления, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников.

Проект интересен как детям, так и взрослым. Родители отмечают нестандартность вопросов и ответов детей, их желание узнавать новое.

В проекте я не руководитель, я координатор. Нахожу пути оптимизации совместной работы, принимаю решения и несу ответственность. Живу в постоянном развитии, а вместе со мной развивается и дошкольное учреждение.

Герасимова Л.Е., заведующий государственного учреждения образования «Ясли-сад № 372 г.Минска»
наверх