Странички из дневника тьютор — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Странички из дневника тьютор

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я пойму.
Бенджамин Франклин

Сижу за письменным столом, рядом лежит «Образовательная программа «Информатика без розетки» на первое полугодие. На улице падает первый снег. А я думаю о том, что я очень счастливый человек, у меня есть всё, что для этого нужно: уютный дом, любимая семья и моя любимая работа. Работа, без которой я себя не представляю.

Я понимаю, что на мне большая ответственность и передо мной стоит много целей и задач. Но это меня не пугает, ведь рядом со мной мои коллеги и единомышленники и вместе мы можем всё преодолеть. За плечами – тысячи дней, проведённых в учреждении дошкольного образования, участие в открытых занятиях, семинарах, конференциях, проектах. Вот и сейчас передо мной областной творческий проект «Внедрение программы «Информатика без розетки» в образовательный процесс учреждения дошкольного образования». Что же стало отправной точкой моего участия в проекте? Методический совет… обучение на курсе «Информатика без розетки: для начинающих»… изучение многочисленных материалов… планы-конспекты… занятия с воспитанниками… Но об этом расскажет мой дневник…

Июнь 2020
На методическом совете нам предложили стать участниками образовательного проекта «Информатика без розетки». Когда говорят про проектную деятельность, для многих это понятие звучит пугающе, как что-то сложное и трудоёмкое. Некоторые из моих коллег в момент предложения внедрения и апробирования чего-то нового выражают мнение о том, что введение новшества в работу с детьми – это к лучшему, другие, напротив, не хотят слушать о каких-либо переменах. Но об этом можно спорить очень долго, я же считаю, что профессия педагога нацеливает воспитателя на постоянное развитие и самосовершенствование.

Проект «Информатика без розетки», воспитатель дошкольного образования, дошкольник… С одной стороны я понимала, что вносить свой вклад в зарождение чего-то нового это почётно, а с другой стороны, конечно же, я ощущала огромную ответственность за результат, который последует.

Вы спросите меня: «Что же привлекло меня именно в этом проекте? Не жалею ли я?» И я отвечу: «Конечно же, нет!»

Во-первых, я понимаю, что мир не стоит на месте, и в нашей специальности появляются новые технологии, новаторские подходы, интересные методы и приёмы, которые помогают развивать дошкольников на современном этапе. Современный педагог, а я себя причисляю именно к таким, должен идти в ногу со временем, а для этого необходимо постоянно самообразовываться, повышать свой методический уровень. О различных новшествах в работе я, как и все педагоги, узнаю на семинарах, мастер-классах, конференциях, из периодических изданий и методической литературы. Я твёрдо придерживаюсь мысли: «Совершенствовать свои знания и учиться никогда не поздно». Участие в образовательном проекте – это ещё одна возможность для творческого развития педагогического потенциала, это приобретение бесценного опыта.

Во-вторых, современных детей трудно представить без гаджетов. Даже 3-4-летние малыши сегодня умело играют на планшетах, а дети постарше комфортно чувствуют себя в Интернете. Но в будущем современное поколение не должно быть только потребителями современной техники, а само должно уметь создавать вещи с использованием информационных технологий. Раньше я считала, что информатика требует наличия вычислительной техники, а для детей-дошкольников это слишком рано и сложно. Но, изучив информацию в Интернете про пилотный проект «Информатика без розетки», я поняла, что подготовка детей к изучению информатики проводится без использования компьютера: в блокнотах, на напольном полотне, с использованием карточек. На занятиях, которые по предположению должны проходить два раза в неделю, дети рисуют, решают логические задачки, выполняют различные задания. Воспитатель с помощью игр, раздаточных материалов развивает у детей логику и алгоритмическое мышление. Ведь без этих качеств в программировании никак не обойтись. Все представления и навыки формируются у ребят в форме игры. Всё это меня очень привлекло, скажу больше – увлекло.

Итак, июнь прошёл в поиске информации по проблеме. Пополнению предметно-развивающей среды. Казалось бы, конструктор и информатика понятия несовместимые. Но, как оказалось, это вовсе не так.

Август 2020
Условия есть. Осталось подобрать команду… И первое, с чего я начала подбор команды, – это вовлечение педагогов в совместную деятельность. На тот момент я уже была уверена, что такой проект как «Информатика без розетки» не может не увлечь и заинтересовать педагогов. Но, как бы ни был профессионально подготовлен педагог, если он не будет «гореть» этим делом, реализовать проект он вряд ли сможет.

Было принято решение объединить «молодость» и «опыт». С одной стороны воспитатель, который имеет за плечами тридцатилетний стаж работы с детьми, опытный, рассудительный, тщательно продумывающий каждое своё действие и слово. А с другой стороны молодой, только пришедший в наш коллектив педагог, которая не боится действовать и рисковать, инициативная, с энтузиазмом в глазах, с креативными идеями и взглядом на жизнь. Я ещё раз убедилась, что молодым педагогам ничего не страшно, а самое главное, им интересно!

С каждым днём я убеждаюсь, что это было правильное решение.

Сентябрь 2020
Работа по проекту начата. И я была уверена, что моей подготовки в изучении всех «тонкостей» в работе по проекту достаточно. Но… Анализируя изученную информацию, понимаю, что я практически ничего не знаю об организации обучения информатике и программированию детей дошкольного возраста. Ещё многому предстоит научиться и многое понять. Я к этому готова и жажду ещё и ещё черпать информацию. Поэтому, когда объявили о начале обучения на онлайн-курсе «Информатика без розетки: курс для начинающих», я была очень рада.

Experience_22-14-01.jpg

Пошли чередой наши дни обучения. Учиться мы решили вместе: вместе изучали материал, вместе обсуждали трудные для нас вопросы, выделяли главное, спорили, размышляли, поддерживали друг друга.

Сказать, что это было легко? Нет. Было трудно, но очень интересно. Приходилось изучать много материала, чтобы получить баллы за очередной тест. Мы жутко уставали, так как приходилось совмещать работу и обучение. Но всё равно нам нравилось, так как каждый день был полон новых открытий и впечатлений. Здесь сработал принцип: «Вовлеки меня – и я научусь». В рамках обучения мы изучили теоретические и практические основы преподавания с использованием методики формирования алгоритмической грамотности у детей дошкольного возраста. После подтверждения своих знаний и получения сертификатов об обучении нужно было приступать к внедрению в образовательный процесс соответствующей системы игровых комплексов.

Нам необходимо было организовать кружок по проекту. И первое, с чего стоит начать – это заинтересовать родителей воспитанников старшей группы. Наверное, нет на свете таких родителей, которых бы не волновало, чем их ребёнок занимается в учреждении дошкольного образования, насколько обучение для них будет радостным и полезным. Я понимала, что от нас зависит, как родители отнесутся к участию в кружковой работе по проекту «Информатика без розетки», станут ли они верными соратниками и единомышленниками.

Мы решили организовать с родителями старшей группы мастер-класс и таким образом вовлечь их в непосредственную образовательную деятельность, дать им возможность самим поиграть в игры, выполнить задания из программы «Информатика без розетки». Мероприятие, проведённое тьюторами проекта, вызвало огромный интерес у родителей. Мы презентовали дидактические игры и упражнения, которые будут способствовать формированию логического мышления, обобщения, умения классифицировать предметы по признакам, которые знакомят с отрицанием, истинными и ложными высказываниями. Вниманию родителей были предложены задания: «Разложи фигуры», Найди лишнее», «Что ты знаешь о животных?», «Продолжи фразу», «Три вазы», где взрослые с удовольствием приняли участие и сами побывали в роли воспитанников и смогли осознать ценность проекта в развитии детей.

В конце нашего мастер-класса провели рефлексию, которая показала реакцию родителей. С какой же радостью мы увидели, что это был восторг и искренний, неподдельный интерес. Мы предложили сразу же написать заявление по зачислению своих детей в кружок под названием «Умняшка». Таким образом была сформирована подгруппа воспитанников старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет.

Теперь я понимаю, что родители воспитанников играют значительную роль в образовательном процессе и их нельзя игнорировать. Где-то появилось даже ощущение, что я тьютор и наших родителей. Поэтому и в дальнейшем буду стараться увлечь и заинтересовать занятых мам и пап жизнью учреждения дошкольного образования. В дальнейшем планирую организовать совместное детско-родительское развлечение с использованием игр из обучающего курса «Информатика без розетки».

Октябрь 2020
И вот первое занятие в рамках образовательной программы «Информатика без розетки». Несмотря на многолетний опыт работы с детьми дошкольного возраста вначале все-таки были переживания. А вдруг что-то пойдёт не так, как мы запланировали? А если детям будет неинтересно? Этих «если…» было в голове много.

Experience_22-14-03.jpg

На начальном этапе где-то опасались дать возможность детям действовать самостоятельно, считали, что они ещё маленькие и предложенные задания больше подходят для детей постарше, пытались преподнести материал в готовом виде, боялись не успеть выполнить то, что запланировали к занятию. Но сразу поняли, что этого делать не стоит. С первых же занятий надо включать воспитанников в активную деятельность, учить слышать и слушать, давать возможность анализировать, обобщать, корректировать свои действия, договариваться между собой при работе в паре и группе.

Первоначально некоторые воспитанники испытывали трудности. Наиболее сложные игры разбирали после занятий индивидуально. И таким образом, путем повторения и упражнения удалось добиться усвоения предложенных игровых заданий. Наибольший интерес у детей вызывают дидактические игры с кубиками и обручами: «Два обруча», «Построй лестницу», «Волшебные обручи», «Букет для мамы» и другие.

Каждое занятие по обучению основам информатики без компьютера разное: интересное, запоминающееся, долгожданное для детей. Тьютор совместно с детьми решают проблемные ситуации вместе с котиком Умняшей, создают алгоритмы действий – всё это обеспечивает деятельностный подход в обучении. По моему мнению, если строить занятия в соответствии с этим, то хорошие результаты гарантированы.

За этот небольшой промежуток времени, что мы участвуем в проекте, мы уже достигли некоторых успехов, но о результатах, конечно же, говорить пока рано. Однако, когда на занятии дети пытаются высказать свои мысли, отвечают наперебой, когда в их глазах загорается искорка радости, удивления и восторга – это и есть показатель заинтересованности. И это здорово!

Ноябрь 2020
Я – счастливый человек. У меня есть дело, которое мне нравится. Я нахожусь в постоянном поиске. Потому что я понимаю, что только творческий руководитель может заразить своей верой и оптимизмом.

С начала участия в проекте было много различных ситуаций, эмоций, чувств: и чувство неуверенности в результате, и радость, и чувство гордости за достижения наших воспитанников, но никогда не было ощущения скуки и пустоты. Не стоит бояться рисковать, меняться, учиться. Стоит пробовать, творить, дерзать и не останавливаться на достигнутом. В ежедневной работе даже самого опытного человека, если он не останавливается на достигнутом, всегда будет много новых вопросов. И мы, педагоги, будем до тех пор педагогом, пока в нас не пропадёт желание и способность учиться самим и обучать чему-то новому детей. И теперь это один из моих педагогических принципов.

Experience_22-14-02.jpg

Пройдя определённые этапы в проекте «Информатика без розетки», я понимаю, что администратор учреждения на этапе участия в проекте становится ещё и тьютором, то есть человеком, поддерживающим профессиональные интересы педагогов. Вокруг этой профессии очень много мифов и метафор. Но в одном я уверена точно: это профессия будущего. Она настолько «живая» и деятельностная, что не позволяет нам стоять на месте, а требует быть в курсе событий, развиваться, совершенствоваться.

Каким же я вижу современного тьютора? Ответ прост:
Тьютор – это врач, который соблюдает принцип «Не навреди!»;
Тьютор – это судья, который сглаживает противоречия, чтобы прийти к гармонии;
Тьютор – это сценарист и актёр, который может превратить любое занятие в удовольствие.

И буквально вчера…
Матеша Венера, неуверенная и робкая девочка, блестяще отвечала и выполняла задания на занятии кружка «Умняшка»… Раньше у неё это не выходило. Мы похвалили её перед всеми ребятами, как будто она совершила какой-то рекорд. И это правильно. Я заметила, стоит лишь похвалить ребёнка, как у него появляется воодушевление, уверенность в своих силах, понемногу начинает всё получаться, с каждым днём становится интереснее заниматься, и потом постепенно появляется желание узнавать новое.

Ошибка наших воспитанников – это повод задуматься, а всё ли я правильно делаю. Это поиск новых методов и подходов для достижения планируемых результатов. Хочется найти всё и сразу, но здесь у нас ещё всё впереди…

Впереди…
Вот уже совсем стемнело, зажглись фонари, а я сижу и думаю о том, что же будет завтра. А завтра у наших мальчишек и девчонок, мечтающих стать айтишниками, снова будет возможность почувствовать себя программистами в столь юном возрасте. И все это благодаря образовательной программе Парка высоких технологий под названием «Информатика без розетки».

P.S. Весь мой путь к участию в проекте, мои поиски и находки обрели форму видеопрезентации и стихотворного повествования. Это моё видение о проекте и моей профессиональной роли в нем.

Сказ о том, как мы пришли в проект

Как-то раз в один из дней
Заведующий сада
Собрала весь коллектив
И прямо так сказала:

- Обучаем мы детей,
Целый день играем,
С информатикой как быть,
Толком и не знаем.

Я считаю, что пора
Будущим заняться.
В информатике уже
Стоит разобраться.

Зам сказала: - Вы правы,
Нужно шевелиться.
Ведь мы сами все твердим:
«Время быстро мчится!»

В детском садике проект
Новый начинаем!
Очень многое о нём
Даже и не знаем!

Отрицанье, ложь и код
Лабиринт, компьютер.
Малышам всё объяснить
Помогает тьютор.

Наш куратор нам сказал,
Что проект наш может
Нам в профессии развиться,
Да и в хобби тоже!

Весь наш дружный коллектив
Сразу догадался
Как же вовремя наш сад
В проекте оказался!

Продолжение следует…
наверх