Не бойтесь экспериментировать! — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Не бойтесь экспериментировать!


Жуковская Оксана Владимировна, заведующая ГУО «Ясли-сад № 46 г. Орши»

28 ноября 2018 г. День, немного похожий на зимний. Минск, проспект Победителей. Международная выставка-форум «Информационные технологии в образовании (ITE-2018)».

Зеленая площадка Парка высоких технологий с тематикой «Программирование – вторая грамотность», на которой проходил настоящий праздник педагогического творчества и мастерства. На первых слайдах презентации я увидела фотографии нашего дошкольного учреждения, своих воспитанников, педагогов.

Мастер-класс с Людмилой Рождественской, образовательным технологом Таллинской Кесклиннаской русской гимназии, блогером, тренером по обучению информатике и математике, которая поделилась опытом организации раннего обучения информатике и программированию. Дети программируют, работают в различных приложениях, пишут тесты и ведут блоги, умеют обрабатывать изображения и работать в сетевых сервисах.

С большим интересом послушала выступления, зарядилась энергией и была под впечатлением от увиденного и услышанного. Но вместе с тем поняла, что эти разработанные занятия все-таки рассчитаны на более старший возраст, который больше подходит к начальной школе, детей 10 лет, хотя тема и идея обучения информатике без компьютера мне очень понравилась и очень меня заинтересовала.

Поэтому, когда нам предложили участвовать в пилотном проекте «Информатика без розетки», я, конечно, же с удовольствием согласилась.

Что меня заинтересовало в этом? То, что при работе у детей формируются и развиваются коммуникативные навыки, логическое и алгоритмическое мышление, базовое представление об информационной грамотности и программировании, умение работать в команде, креативность и любознательность.

При изучении элементов информатики ребенок выстраивает логику конкретных представлений, овладевает основами теоретического мышления, обучается кодированию, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. В процессе игры формируются элементарные математические представления, мышление, обобщение, классификация предметов по признакам. Все это подготавливает его к школе.

Пилотный проект «Информатика без розетки» включает занятия с увлекательным игровым сюжетом и позволяет   развивать такие сложнейшие мыслительные операции, как аналогия, классификация, сравнение, знакомит с отрицанием, с истинными и ложными высказываниями, а кроме того, дает возможность заниматься с детьми в постоянном движении, а не сидя за столами в напряженных позах,

Я понимала, что моя роль как руководителя здесь главная. Я выделила для себя три проблемы для дальнейшей работы.

В первую очередь – создание условий для успешной реализации этого проекта. Наше дошкольное учреждение новое, современное. На 100% обеспечено игровым оборудованием. Предметно-развивающая среда построена грамотно, с учетом зоны ближайшего развития, в соответствии с современными требованиями. Имеется отдельное помещение для кружковой деятельности.

Второе – мне, как руководителю, необходимо было найти и мотивировать заниматься инновационной деятельностью педагогов, которые, в свою очередь, смогли бы увлечь детей. Разработать систему морального и материального стимулирования. Я начала строить свою работу с выбора педагогов.

При организации инновационной деятельности важно ориентироваться на желание заниматься этой работой, на уровень образовательной подготовки воспитателей, учитывать их профессиональные интересы, изучить состояние мотивационной готовности к восприятию новой информации. Для этой деятельности педагог должен обладать необходимыми личностными (большой работоспособностью, умением выдерживать действие сильных раздражителей, высоким эмоциональным статусом, готовностью к творчеству) и специальными качествами (знанием новых технологий, владением новыми методами обучения, умением разрабатывать проекты, анализировать и выявлять причины недостатков). Необходимы также умения принимать инновационные решения, идти на определенный риск, успешно разрешать конфликтные ситуации, возникающие при реализации новшества, снимать инновационные барьеры. Требуется постоянный поиск новых организационных форм, технологий обучения. Нужно обладать избирательным исследовательским характером.

С одной стороны, это должен быть знающий, опытный, творческий педагог, который имеет за плечами большой стаж работы с детьми.

С другой стороны, пилотный проект «Информатика без розетки» – это проект для молодых, мыслящих, перспективных и легких на подъем педагогов, у которых отсутствует закостенелый взгляд на развитие и воспитание детей, свежи теоретические знания. И в то же время нужен такой педагог, который сможет взять на себя ответственность за реализацию данного проекта, сможет подойти творчески к организации и проведению занятий.

Следующий шаг – третий – это родители. Необходимо убедить их в том, что это будет полезно их детям.

Мы организовали в группах родительские собрания и выступили с информацией о проекте, провели анкетирование, индивидуальные беседы с каждым родителем. У них была возможность посетить первые занятия, посмотреть, как ребенок усваивает материал, как этот материал ему преподносится в игровой форме. На лицах были видны осторожность и недоверие. Родители не были уверены в том, что им действительно это надо, что для их детей это будет полезно. Многие рассуждали так, что ребенок пойдет в школу и там его всему научат, не понимали, зачем детям информатика без розетки, если каждый ребенок владеет работой на компьютере, телефоне, планшете. Зачем развивать логическое мышление, обучать навыкам кодирования. Группы формировались медленно. Небольшой процент согласия для нас был в целом положительным результатом. Немалым плюсом оказалось и то, что вести кружок будут их воспитатели. После проведения собрания сформировали две небольшие группы. Но постепенно группы пополнялись. Детям очень нравится посещать эти занятия, они рассказывают своим родителям, спрашивают, когда будет следующее занятие. Родители делятся информацией с другими родителями. Важным фактором в изменении сознания родителей стала встреча и общение с представителями Парка высоких технологий.

Experience_22-08-02.jpg

Как руководитель я понимала, что процесс необходимо регулировать, изучать, обобщать и корректировать. Поэтому для участников проекта мы утвердили педвторник, на котором еженедельно все вместе ставим цели и задачи на новом этапе, определяем сроки реализации, анализируем полученные результаты, отчитываемся за положительный или отрицательный результат. Подбираем литературу, задания, придумываем «изюминки» занятия, группируем отработанный материал. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг, учитывая возраст воспитанников.

Управление реализацией пилотного проекта «Информатика без розетки для дошкольников» также предусматривает выполнение функции контроля. Реализуя данный проект, необходимо было создать ту систему контроля, которая способствовала бы выявлению недостатков и трудностей при организации занятий, подборе дополнительного материала, организации методической помощи педагогам.

Контроль позволил выяснить, какие трудности и проблемы приходилось преодолевать педагогам при организации работы, способствовал формированию у них личной и профессиональной ответственности за те влияния, которые они оказывают на формирующуюся личность ребенка, а это важное условие успешности инновационной деятельности.

Контроль дает возможность заранее обнаружить неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу педагогов, для того чтобы обеспечить достижение цели.

При реализации пилотного проекта «Информатика без розетки», чтобы избежать ошибок, была выстроена система предупредительного контроля-обсуждения:

  • за организацией реализации пилотного проекта;

  • за деятельностью педагогов (методы и приемы, используемые на занятии, манера преподнесения, качество речевых установок и т.д.);

  • за деятельностью детей (комфортно ли им на занятии, какие задания вызывали наибольшую трудность, активность детей по достижению цели и т.д.);

  • за психологическим состоянием участников пилотного проекта.

После проведения контроля совместно с педагогами проводится анализ полученных результатов, вносятся коррективы в содержание конспектов, выявляются наиболее эффективные методы и приемы для достижения лучшего усвоения детьми материала, при этом не нарушая комфортности как для педагогов, так и для детей.

Однако сам по себе контроль без анализа данных малоэффективен. Результаты контроля фиксируют те или иные данные и явления, не описывая причин. Следовательно, с целью их выявления проводился анализ полученных при контроле результатов.

На основе контроля проводится мониторинг, позволяющий своевременно оценить результаты деятельности педагогов, если в этом возникает необходимость, вносятся оперативные коррективы. Мониторинг обеспечивает все звенья педагогического процесса: качество образования детей, качество педагогической деятельности педагогов, качество материально-технического и дидактического оснащения пилотного проекта «Информатика без розетки».

Experience_22-08-01.jpg

Самое главное в реализации пилотного проекта – это то, что детей обучают азам программирования без компьютера

Занятия в кружке гибкие по целям и задачам, вариативные по формам и методам проведения, гуманные, уважительные по отношениям к детям, создают эмоционально-положительный настрой для детей и самого педагога. Педагоги используют различные формы «занятий с увлечением», насыщают их играми и самостоятельными творческими делами. Именно это делает занятия более интересными, привлекательными, более результативными.

В пилотном проекте я не руководитель, я координатор. Нахожу пути оптимизации совместной работы. Принимаю решение и несу ответственность. Живу в постоянном развитии.

Мне необходимо вникать во все проблемы, проводить консультации с педагогами, работать с новыми учебными пособиями, читать литературу, смотреть Интернет. Вместе со мной развивается дошкольное учреждение. Люди, которые работают над проектом, находятся в постоянном поиске. Так, при подготовке к родительскому собранию мы пересмотрели большое количество литературы, нашли примеры и доказательства, которые помогли рассказать об актуальности проекта, и в результате нашли отклик и понимание среди родителей. Они теперь наши ближайшие партнеры и помощники.

В начале пути очень тяжело дать советы и рекомендации новым участникам проекта. Хочется сказать: «Не бойтесь рисковать!» Никогда не бойтесь попробовать что-то новое, потому что жизнь становится скучной, когда ты живешь в рамках того, что уже знаешь. Люди боятся нового и перемен из-за неизвестности. Умейте меняться.

Для достижения успеха в инновационной деятельности я выстроила для себя свою лестницу успеха.

Первая ступенька – цель, мотивация. Необходимо поставить для себя цель и каждый день мотивировать себя.

Вторая ступенька – достижение успеха. Не бояться неудач, сказать «нет» своим страхам, идти и достигать успеха.

Третья ступенька – не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня.

Четвертая ступенька – развиваться в разных направлениях. Разносторонние личности всегда достигают большего.

Пятая ступенька – никогда не сдаваться. Не падать духом, если что-то не получается.

Шестая ступень – наслаждаться полученным результатом.

В начале пути очень тяжело дать советы и рекомендации новым участникам проекта. Хочется сказать: «Не бойтесь рисковать!» Все, что вы пытаетесь сделать, имеет определенный уровень риска. Никакой результат никогда не является на 100 процентов бесспорным, но это является риском, способным помочь продвинуться в жизни и карьере. Помните: «Удача сопутствует храброму». Самым большим риском является отсутствие желания рисковать. Джина Дэвис отмечает: «Если вы ничем не рискуете, то вы рискуете всем». Тот, кто рискует и терпит неудачу, успешнее, чем тот, кто решает ничего не делать.

Никогда не бойтесь попробовать что-то новое, потому что жизнь становится скучной, когда ты живешь в рамках того, что уже знаешь. Люди боятся нового и перемен из-за неизвестности. Умейте меняться.
наверх