«Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

«Завтра» сегодняшних детей – это информационное общество


Ковецкая Марина Анатольевна, заведующая ГУО «Ясли-сад № 44 г. Орши»

Наш детский сад – это коллектив детей, родителей, педагогов разного возраста, разных поколений, взглядов на жизнь. Но всех нас объединяет одно  – желание знать, что нас ждет завтра. Какое оно, будущее наших сегодняшних детей, которые так не похожи на нас?

Завтра сегодняшних детей – это информационное общество. Дети ХХI  века – это носители нового сознания, легко овладевающие электронными устройствами: планшетами, ноутбуками, компьютерами, смартфонами, но зачастую использующие это бездумно, как игрушку, а не как источник получения информации. Однако не оспоримым остается тот факт, что электронные средства являются интересными и привлекательными для детей и что убрать их из жизни ребенка практически невозможно. Кроме того, в условиях информатизации общества мы должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок все равно будет испытывать необходимость добывать информацию с помощью электронного устройства. Поэтому знакомить детей с основами программирования необходимо со старшего дошкольного возраста, но вот каким образом?

Наш педагогический коллектив стал работать над поиском эффективных путей ознакомления детей с информационными технологиями без использования компьютера еще с 2014 года. Так, появилась идея создания пособия «Льнобук», который был изготовлен из экологических материалов по типу ноутбука и представлял собой набор развивающих игр по разным образовательным областям учебной программы. Данное пособие очень понравилось нашим детям, и педагоги активно использовали его в практике работы с воспитанниками. Однако «Льнобук» не имел ничего общего с основами обучения детей информатике. Я, как современный руководитель, осознавала, что необходимо идти в ногу со временем и продолжать заниматься поисками наиболее эффективных путей в данном направлении.

Experience_22-07-01.jpg

Когда я впервые услышала о проекте «Информатика без розетки», который планируется запустить в учреждениях образования в г. Орше со старшими детьми дошкольного возраста, поняла, что это не случайно.

Да и как можно было не заинтересоваться данным проектом, ведь это прекрасная возможность для развития логического и алгоритмического мышления детей в игровой, увлекательной форме! Дети в возрасте 6 лет легко впитывают новые знания!

Сейчас, оглядываясь назад, я вспоминаю свои сомнения и ожидания от проекта. «Наши сомнения – это наши предатели. Они заставляют нас терять то, что мы, возможно, могли бы выиграть, если бы не боялись попробовать» (У. Шекспир).

Обсудив возможности нашего учреждения образования в организации работы по экспериментальному проекту и возможные проблемы со своей командой, мы приняли решение: проекту быть!

Наш первый опыт можно составить из кубиков лего, и самой первой «деталью» нашей постройки будет принятие решения об участии в проекте.

Далее возникло много вопросов:

  • Как заинтересовать, мотивировать педагогов к предстоящей деятельности? Кто станет тьютором проекта?

  • Как создать условия для реализации проектных мероприятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями?

  • Как привлечь родителей к участию детей в проекте?

На совещании педагоги были ознакомлены с идеями проекта «Информатика без розетки». Какова была их реакция? 35% опытных воспитателей восприняли это с осторожностью, боясь отойти от традиционных методик, опасаясь перемен и не желая ничего менять в практике своей работы. 16% – это молодые педагоги, которые ссылались на свою неопытность, боялись ответственности и не совсем понимали основы работы над проектом. Остальные 49% педагогов думали и сомневались.

Я понимала, что этот проект не для каждого. Необходимо было найти воспитателя, который имеет опыт работы в системе образования, обладает гибкостью и нестандартностью мышления, владеет личностно-ориентированной моделью взаимодействия с детьми, основами компьютерной грамотности и, самое главное, заинтересован в работе над проектом. Стать тьюторами проекта было предложено двум педагогам, и они дали согласие. Пожалуй, выбор тьютора – это еще одна крупная «деталь» в нашей постройке.

На старте проекта было оборудовано специальное помещение для проведения занятий кружка, которое соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям. Благодаря Парку высоких технологий приобретены необходимое оборудование и оргтехника для организации эффективной работы с детьми. Создание условий – вот еще одна «деталь»!

Чтобы наш проект стартовал успешно, необходимо было заручиться поддержкой родителей. В конце августа был проведен опрос родителей детей старшего дошкольного возраста по организации образовательных услуг на платной основе, в ходе которого большинство пап и мам предпочли кружок раннего обучения чтению и подготовке детей к школе. Кружок «Информатика без розетки» выбрали лишь 11 человек. Возникла проблема: как заинтересовать родителей? Обсудили ее коллегиально и решили провести групповые родительские собрания с выступлениями координатора и тьюторов и показом мультимедийной презентации, на которых убедительно донесли до родителей важность и ценность этого проекта даже в подготовке детей к школе. Раздав опросники, мы с нетерпением ждали результата. Работа оказалась не напрасной, наши ожидания оправдались, и 30 детей старшего дошкольного возраста стали участниками проекта «Информатика без розетки». Мы сделали вывод, что к любому мероприятию с родителями нужно готовиться всей командой, тогда и будет возможен положительный результат. Поместили информацию на сайте нашего дошкольного учреждения в рубрике «Информатика без розетки» и раздали родителям буклеты с описанием пилотного проекта и ссылкой на сайт. Это была еще одна очень существенная «деталь» в нашей «постройке».

Проблемы начального этапа были решены, старт проекту был дан, и впереди ждала кропотливая работа по его реализации . Я бы отметила, что особенно крупной «деталью» в нашего общего дела по реализации проекта стал профессионализм педагогов – тьюторов. Им необходимо было изучать новые подходы к организации детской деятельности, познакомиться с различной педагогической и психологической литературой. Самообразование в этом помогало, однако необходима была выстроенная система работы. Проблема повышения профессиональной компетенции была решена с помощью двухдневного семинара «Информатика без розетки», который был организован Парком высоких технологий в г. Минске. Семинар был очень полезным и продуктивным в сфере налаживания контактов с единомышленниками, тьюторами других дошкольных учреждений Республики Беларусь. Для обсуждения проблем и связи были созданы группы в социальной сети Viber. 

Семинар позволил участникам проекта:

  • Повысить профессиональную компетентность в основах информатики для детей дошкольного возраста.

  • Познакомиться с руководителем проекта и коллегами- единомышленниками из других детских садов.

  • Познакомиться с разработанными играми для детей дошкольного возраста.

Рассуждая о том, кто такие тьюторы и какими качествами они должны обладать, чтобы работать с детьми, я убеждаюсь в том, что тьютор – это профессия будущего. Кто как не он будет не только владеть цифровыми технологиями, но и обучать детей грамотному использованию информации с помощью языка программирования? Вот поэтому этой «детали» конструктора я придаю особенное значение!  

Данные диагностики были использованы тьюторами для знакомства с воспитанниками, что позволило подобрать для каждого в рамках программы «Информатика без розетки» задания разной степени сложности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка в освоении нового материала.

Следующей «деталью» является проведение диагностики с детьми старшего дошкольного возраста. Определение экспериментальной и контрольной группы позволит определить эффективность работы над проектом. Также данные диагностики были использованы тьюторами для знакомства с воспитанниками, что дало возможность подобрать для детей задания разной степени сложности, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка в освоении нового материала. Дифференциация заданий по степени сложности необходима, чтобы каждый воспитанник почувствовал себя успешным.

Experience_22-07-02.jpg

При написании конспекта занятий особенно важным было создание мотивационных установок для сохранения интереса на протяжении всей деятельности и использование сюрпризных моментов – введение в занятие персонажа – веселого кота Умняшки, который приходит к детям и ставит определенные задачи. Все это способствовало неповторимой атмосфере праздника на занятии. Особенно интересно прошла тема «Знакомство с отрицанием», так как было использовано много наглядных пособий, и детям понравилось добавлять к словам частичку «не». Вот так, незатейливо и играя, дети познают азы информатики.

Новая деятельность требует тщательного изучения. Очередная «деталь» в нашей «постройке» – система контроля за проведением занятий. Заместитель заведующего по основной деятельности отслеживала вопросы компетентного подхода тьюторов в ходе проведения образовательного процесса, педагог-психолог наблюдала за стилем взаимодействия с детьми и созданием комфортного психологического микроклимата на занятии, а я, как координатор проекта, отвечала за соблюдение здоровьесберегающих условий и требований безопасности. После каждого занятия кружка проводилась планерка-летучка с участниками проекта, где обсуждались итоги, вносились изменения и дополнения в конспект нового занятия. На основе полученных результатов составлялась технологическая карта по теме с указанием проблем, изменений, внесенных после каждого занятия. В ходе реализации проекта возникали различные вопросы, и нас спасала наша обратная связь с руководителем проекта из Парка высоких технологий, который терпеливо отвечал на поставленные нами вопросы, и мы всегда чувствовали поддержку. 

Многие родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников.

Следующая большая и значимая «деталь» – взаимодействие с родителями воспитанников, которые изменили свои взгляды на занятия детей в кружке «Информатика без розетки». Многие родители из пассивных наблюдателей превратились в активных участников.

Причины изменений мы видим в следующем:

  • Воспитанники с интересом и радостью рассказывают родителям об играх, ждут новых занятий, и родители интересуются у тьюторов их деятельностью и успехами детей.

  • Родители знакомятся с рекламой кружка на сайте учреждения образования, получают информацию через буклеты и встречи с тьюторами проекта.

  • Заметна активная поддержка реализации проекта со стороны Парка высоких технологий, что вызывает одобрение и заинтересованность родителей в участии ребенка в проекте.

Так благодаря просмотру открытого занятия и встрече с представителями Парка высоких технологий родители изменили взгляды на подготовку детей к школе и активно обмениваются своими впечатлениями с другими родителями, рассуждают об участии детей в проекте.

Я ставлю следующую, не менее важную для меня «деталь» «постройки»  – это то, что мне дала работа в проекте и чему я научилась как координатор.

Во-первых, я получила позитивные эмоции от общения с интересными людьми из Парка высоких технологий, а также координаторами и тьюторами, единомышленниками – как из родного города, так и из других регионов Республики Беларусь. Это позволило мне обмениваться опытом по реализации проекта и узнавать что-то новое для себя, черпать идеи и заряжаться воодушевлением.

Во-вторых, я всегда понимала важность самообразования, ведь «развивая себя, изменяешь мир». Участие в этом проекте способствует изучению теоретических основ программирования.

В-третьих, работа в качестве координатора проекта позволила отойти от административно-хозяйственных обязанностей заведующего и окунуться в иную деятельность, наполненную духом творчества, методическими находками и новыми идеями, зарядила новыми эмоциями и уверенностью в том, что данный проект появился в нашем дошкольном учреждении не случайно.   

В-четвертых, работа по проекту позволила создать сплоченную команду единомышленников из состава администрации и педагогов, которые не только обсуждали со мной свои проблемы, но и видели мои трудности, искаои вместе пути выхода из проблем, что способствовало созданию партнерских отношений с коллегами.

В-пятых, для себя я совершенствовала систему контрольно-аналитической деятельности в ходе проекта с обратной связью и распределением обязанностей между членами команды. На каждой методической планерке-летучке мы заслушивали вопросы контроля, анализировали результаты и вносили предложения и изменения в организацию детей во время игр-занятий, в использование материала, в содержание.

В-шестых, не только как координатор, но и как руководитель яслей-сада я вижу перспективы развития нашего дошкольного учреждения.

Проблемы, возникающие по ходу проекта, решались совместно с командой, но для себя я бы назвала острой проблему отсутствия свободного времени. У руководителя большая занятость его функциональными обязанностями.

Деталь за деталью мы строили поделку из конструктора лего, рассказывая о первом опыте в проекте «Информатике без розетки». По сравнению со стартом у нас уже произошли существенные изменения:

  • проведение недавнего опроса педагогов показало, что опытные воспитатели изменили свое мнение и готовы оказывать помощь в работе, молодые педагоги увидели возможность повысить профессиональную компетентность и заинтересовались «Информатикой без розетки», некоторые созрели к тому, чтобы присоединиться к проекту;

  • произошли позитивные изменения в сотрудничестве с родителями.

Перспективы, которые я вижу на сегодняшний день, очевидны. Я надеюсь, что в будущем к нашему проекту присоединятся многие педагоги-единомышленники других дошкольных учреждений, которые осознают значимость данного направления и увидят в нем новые горизонты для профессионального развития.

Что бы я им пожелала на их пути? Прежде всего, уверенности в том, что все получится, не бояться неизвестности, рисковать, понять, что время и силы, затраченные на подготовку к проекту, окупятся сполна детскими улыбками и благодарностью родителей.

Из конструктора лего мы деталь за деталью складывали «постройку». Как вы думаете, что у нас получилось? У каждого будут свои ассоциации на этот счет. Для меня это фундамент, основа будущего нашего дошкольного учреждения. Я не могу с уверенностью главной героини фильма «Гостья из будущего» Алисы Селезневой предсказать, что нас ожидает, но уже точно знаю, что то, что мы делаем сегодня, станет надежной опорой для будущего нашего детского сада.

наверх