Результаты пилотного проекта — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Результаты пилотного проекта

Реализация пилотного проекта «Информатика без розетки» в 2019/2020 учебном году проходила на базе шести учреждений дошкольного образования в Минске, Орше, Лиде и п.Дитва.

В программе проекта  была представлена тематика, связанная с использованием операций мышления, логических операций, умения делать обобщения, классифицировать предметы по общему признаку; находить «лишний» предмет, объясняя свой выбор. Поэтому принципиальное значение имело определение для диагностики результатов освоения образовательной программы психодиагностических методик, изучающих операции мышления.

Организаторами проекта были рекомендованы для использования:

  • методика «Самое непохожее» (А.Л.Венгер);
  • тест на мышление «Выделение закономерностей» (Б.И.Пинского);
  • тест Когана;
  • методика «Лабиринт».

Выбор данных методик был основан на таких критериях, как соответствие содержания теста целям тестирования, значимость изучаемых операций в общей системе знаний, научная достоверность проверяемых знаний, их соответствие уровню развития современной науки, репрезентативность теста. При отборе методик были учтены не только возрастные особенности.

Данные методики служили в качестве основы для оценки результатов пилотного проекта «Информатика без розетки» в части тех представлений и знаний, которые должны были быть сформированы согласно учебной программе.

В рамках пилотного проекта диагностика воспитанников проводилась дважды в течение учебного года. Первый раз – в начале учебного года (стартовая диагностика), второй раз – в конце учебного года (итоговая диагностика).

Опрос детей был организован в контрольной группе (140 человек) и экспериментальной группе (150 человек). В контрольную группу входили дети, не посещающие занятия по курсу «Информатика без розетки». В экспериментальную группу входили дети, которые посещали занятия по курсу «Информатика без розетки».

Полученный результат


31_02_Project_results2019_1.png

Методика «Самое непохожее» (Венгер) позволила определить динамику сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков.

В контрольной и экспериментальной группах прослеживается положительная динамика, проявляющаяся в увеличении числа детей с высоким уровнем развития и уменьшении детей со средним и низким уровнями развития логических операций.

Так, в экспериментальной группе в 2,3 раза выросло число детей с высоким уровнем сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков за счет уменьшения практически в 2 раза числа детей со средним уровнем и распределением детей на двух уровнях сформированности – среднем и высоком (при отсутствии низкого).

В контрольной группе выражена динамика роста в 2 раза числа детей с высоким уровнем, число детей со средним уровнем осталось практически неизменным, но при этом в группе остались дети с низким уровнем (4,3%).

В экспериментальной группе практически ¾ детей демонстрирует высокий уровень развития операций анализа, сравнения и обобщения признаков, ориентируясь на все признаки предметов, перечисляя их, и ¼ часть обладает средним уровнем.

В контрольной группе более половины детей (53,6%) обладают низким и средним уровнем развития операций анализа, сравнения и обобщения признаков и при выборе предметов ориентируются на 1–2 признака.

Различия в среднем и низком уровнях сформированности операций анализа, сравнения и обобщения признаков в экспериментальной группе значительно выше показателей контрольной группы.


31_02_Project_results2019_2.png

Методика «Выделение закономерностей» (методика Б.И.Пинского) направлена на выявление уровня сформированности операции обобщения.

В контрольной и экспериментальной группах положительная динамика проявляется в увеличении в 1,7 раза числа детей с высоким уровнем сформированности операции обобщения.

Число детей с низким и средним уровнем сформированности операции обобщения в группах распределилось по-разному.

Так, в экспериментальной группе нет детей с низким уровнем сформированности операции обобщения и в 2 раза уменьшилось число детей со средним уровнем. В контрольной группе сохраняется небольшой процент детей с низким уровнем сформированности операции обобщения (2,9%) и уменьшилось в 1,3 раза число детей со средним уровнем.

1/5 часть (20%)  детей экспериментальной группе может устанавливать закономерности, допуская незначительные ошибки.

В экспериментальной группе 80% всех детей демонстрируют высокий уровень сформированности операции обобщения, при этом в контрольной группе такого показателя достигли лишь 59%.


31_02_Project_results2019_3.png

Методика «Тест Когана» позволила изучить распределение, переключение внимания, особенности работоспособности воспитанников.

Положительная динамика, связанная с увеличением количества детей с высоким уровнем сформированности свойств внимания, прослеживается как в экспериментальной группе (увеличение в 1,7 раза), так и в контрольной группе (увеличение в 1,3 раза).

В экспериментальной группе не стало детей с низким уровнем, хотя в контрольной группе сохранился незначительный процент (1,4%) таких детей.


31_02_Project_results2019_4.png

Методика «Лабиринт» направлена на выявление уровня сформированности наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации).

Характер изменений в распределении воспитанников по уровням сформированности наглядно-схематического мышления позволяет говорить о положительных сдвигах в экспериментальной группе, проявляющихся в увеличении доли детей с высоким уровнем (в 1,8 раза) и полном отсутствии детей с низким уровнем сформированности.

Менее выражена положительная динамика в контрольной группе – в 1,4 раза увеличилось число детей с высоким уровнем сформированности наглядно-схематического мышления, в 1,2 раза увеличилось число детей со средним уровнем, но при этом осталась группа детей с низким уровнем сформированности, которая составляет 7,9%.


Выводы

Анализируя полученные результаты итоговой диагностики детей в контрольной и экспериментальной группах, можно сделать следующие выводы:

результаты диагностики воспитанников по четырем показателям:

1) сформированность операций анализа, сравнения и обобщения признаков;

2) сформированность операции обобщения;

3) свойства внимания: распределение, переключение внимания, особенности работоспособности воспитанников;

4) сформированность наглядно-схематического мышления (умения пользоваться схемами и условными изображениями при ориентировке в ситуации),

позволяют отметить, что по завершении целенаправленного обучения в экспериментальной группе прослеживается устойчивая тенденция к увеличению в более чем в 1,5 раза детей с высоким уровнем развития показателей, в некоторых случаях увеличение происходит более чем в 2 раза (по операциям анализа, синтеза, обобщения). Это происходит за счет перехода детей со средним и низким уровнями на следующие уровни.

В экспериментальной группе не наблюдается детей с низким уровнем сформированности показателей по итогам обучения.

За время обучения у воспитанников экспериментальной группы наиболее интенсивно развиваются логическое мышление и внимание, что проявляется в том, что более 70% воспитанников полноценно осуществляют операции анализа, синтеза, обобщения, их внимание отличается распределяемостью, большой скоростью переключения, они могут сосредотачиваться и долгое время удерживать внимание на решении задачи.

Изменения в сформированности качеств алгоритмического мышления также позволяют отметить, что 2/3 воспитанников могут детально соотносить одновременно два параметра и имеют достаточно полные и расчлененные пространственные представления. 1/3 воспитанников способна ориентироваться по одному-двум.

наверх