Цифровых аборигенов не существует — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Цифровых аборигенов не существует

Многие родители считают, что наши дети коренным образом отличаются от предыдущих поколений.

Изменились не только язык их общения, мода, украшения, как это происходило с предыдущими поколениями. Они строят свою коммуникацию в соцсетях, не воспринимают большие объемы информации, вместо текста предпочитают смайлики, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, одновременно обрабатывают несколько источников информации и могут работать в многозадачном режиме. Если раньше молодежь традиционно училась и перенимала опыт старших поколений, то сегодня в некоторых областях родителям бывает сложно ориентироваться без помощи своих детей, например, в использовании информационных технологий.

Как только не называют это поколение: цифровые аборигены, поколение Google, сетевое поколение, Homo Zappiens, iПоколение, поколение приложений, поколение Z и т.д.

31_01_Digital_natives_1.jpg

Цифровые аборигены фактически рождаются с мобильным телефоном в руках, их первой игрушкой становится компьютер или планшет, они сутками сидят в социальных сетях, играют в онлайн-игры, просматривают видео на YouTube. По-прежнему широко распространено мнение, что дети, родившиеся в цифровую эпоху, владеют информационными технологиями лучше взрослых лишь потому, что это им «все было дано от рождения» и они просто не знают мира, который не был бы цифровым.

Вместе с тем проведенные в Австрии, Австралии, Канаде, Швейцарии, США и Нидерландах научные исследования (например,Kvavik,2005;Kennedyetal.,2007; Bullen, Morgan, Belfer &Qayyum, 2008; Ebner, Schiefner &Nagler, 2008; Paul A.Kirschner, Pedro De Bruyckere, 2016) подвергают сомнению существование цифровых аборигенов.

Эти исследователи обнаружили, что влияние информационных технологий на молодежь переоценено. Это особенно заметно, когда речь идет об использовании цифровым аборигеном технологий в качестве создателя нового контента, а не его потребителя. Новое цифровое поколение не имеет глубоких и прочных знаний в этой сфере, а то, что они знают, нередко ограничивается только электронной почтой, текстовыми сообщениями, Facebook, серфингом в Интернете, а так же возможностями основного офисного пакета и навыками его использования.

Тот факт, что сегодня дети широко используют различные электронные устройства и даже называются цифровыми аборигенами, вовсе не означает, что они продвинутые пользователи. По большому счету, они играют с этими технологиями, а не применяют их с пользой для дела. Даже когда они используют Google, им не хватает навыков, чтобы быстро найти нужную информацию в достаточном количестве. Им не хватает и знаний, чтобы оценить, насколько она важна и достоверна (Caroline Flisher. Getting plugged in: An overview of Internet addiction.// Journal of Pediatrics andChild Health. Volume 46, Issue10, October 2010, P. 557–559).

В опубликованном отчете EU Kids Online (2011), посвященном европейским школьникам, термин «цифровой абориген» занял первое место в списке десяти крупнейших мифов о молодежи и технологиях.

Утверждение о том, что дети знают больше, чем их родители, преувеличено. Разговоры цифровых аборигенов скрывают потребность в необходимости развития их цифровых навыков. Так, только один из пяти школьников использует цифровые технологии для создания новых интернет-ресурсов, в то время как большинство используют Интернет только для потребления готового контента (Livingstone, S., Haddon, L., Gеorzig, A., & Olafsson, K., EU Kids Online. Final Report // London School of Economics & Political Science,2011, Р. 42).

Миф о том, что современные дети рождаются компьютерно грамотными, не только неверен, но и вреден. Навыки и знания, приписываемые новому поколению учащихся, такие же, как и любые другие навыки и знания, то есть их необходимо прибрести, надлежащим образом обучиться, прежде чем их можно будет применять.

Использование современных технологий, таких как ядерно-магнитный резонанс и магнитно-энцефалографическое сканирование, позволяет сегодня ученым изучать человеческий мозг в реальном режиме времени. Установлено, что при рождении мозг ребенка и анатомически, и функционально является незрелым. Но растущий детский мозг пластичен.

Как уже отмечалось в статьях ранее, рост мозга сопровождается масштабными перестройками межнейронных связей, что тесно связано с обучением. Поэтому цифровые навыки не даются при рождении даже в цифровой среде в эпоху Интернета. И было бы наивным полагать, что ребенок сам освоит цифровую грамотность, если мы, родители, не будем прилагать к этому никаких усилий.

В этой связи пришло время окончательно признать, что цифровых аборигенов не существует.

В 2017 году на одной из конференций TEDx было предложено использовать следующую классификацию детей в зависимости от степени участия их родителей в процессе освоения ими технологий цифрового мира.

Цифровые сироты воспитывались родителями, которые предоставили им почти неограниченный доступ к технологиям, но не сопровождают детей на этом пути. Они чувствуют себя в Интернете как дома, предпочитают виртуальное общение, и у большинства из них отсутствуют навыки меж личностного взаимодействия.

Цифровые изгнанник и практически не используют цифровые технологии. Некоторые родители хотят, чтобы дети как можно позже вошли в цифровой мир, и откладывают это вхождение до тех пор, пока подростки не достигнут возраста, в котором меньше всего прислушиваются к советам своих родителей. При отсутствии опыта многие из них первыми подвергаются рискам и попадают потом в различные неприятности в цифровом мире. Другие цифровые изгнанники, следуя примеру своих родителей, могут стать неолуддитами.

Цифровые наследники обладают глубокими техническими навыками, в основном благодаря своим родителям и учителям. Взрослые наставники поощряли и направляли их в цифровом образовании. Уже в школе эти ребята знают, как создавать сайты, работать с видео, умеют программировать. В будущем они смогут не просто настраивать, а улучшать и создавать новые цифровые инструменты для реального мира.

31_01_Digital_natives_2.jpg

В первую очередь, образовательный проект  «Информатика для учреждений дошкольного образования» нацелен на подготовку будущих цифровых наследников.

Логика нужна людям практически ежедневно для решения самых разных задач. Логическое мышление играет центральную роль в информатике. В основе любой обработки информации на компьютере заложено выполнение процессором различных логических и арифметических операций. Работа всех без исключения современных цифровых устройств основана на логике. Так как логическое мышление не является врожденным, его необходимо развивать. Логическое мышление является одним из ключевых компонентов вычислительного мышления.

Ребенок, обладающий алгоритмическим мышлением, умеет представлять сложные действия в виде организованной последовательности простых. Это позволит ему в будущем разрабатывать алгоритмы для решения различных задач. Сегодня алгоритмы водят машины, торгуют ценными бумагами на бирже, управляют транспортными потоками на дороге, советуют нам новости, рекламу и даже друзей в социальных сетях. Понятие алгоритма необязательно относится не только к компьютерным программам. Так, например, четко описанный рецепт приготовления блюда так же представляет собой алгоритм, исполнителем которого является человек. Зная и понимая, как работают алгоритмы, цифровые наследники будут управлять цифровым миром, в котором им предстоит жить.

наверх