В поисках новых знаний — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

В поисках новых знаний

Дошкольный мир – это мир игр, мир открытий, мир сказок и волшебства. Маленькие дети смотрят вокруг широко отрытыми глазами, они как губка впитывают все, что видят и чувствуют. Помочь маленькому человеку делать первые осознанные шаги на пути во взрослую жизнь, учить его тому, что поможет в будущем, станет основой его личности – это большая ответственность, но в то же время и радость. В такие моменты я представляю себя художником, а мои воспитанники – это картины, в которые я вкладываю свои умения, свои чувства, мечты и намерения. Говорят, что в картинах художников отображается эпоха. В моих детях тоже можно увидеть то, чем живет современное общество.

Работая в детском саду и набирая каждые три года новую группу детей, понимаю, что те дети, которые были три года тому назад, уже не похожи на нынешних. Это отражается в играх, в желаниях и предпочтениях современных детей. То, что было интересно детям три года назад, нынешних не заинтересует. Современные дети семимильными шагами входят в мир информационных технологий, они чувствуют в нем себя свободно и уютно, и, более того, не представляют, как может быть по-иному. Дискуссия о том, хорошо это или плохо, может быть очень долгой. Однако все мы понимаем, что с каждым годом значительное увеличение возможностей компьютерной техники, развитие информационных сетей, создание новых информационных технологий приводит к радикальным изменениям во всех сферах общества: в производстве, науке, образовании, медицине и т.д. Сегодня очевидно, что совершенствование информационных технологий – важнейшее направление развития человечества в будущем. И совершать эти изменения будут люди, которых сегодня мы называем детьми.

Вопрос о том, как сформировать у детей необходимые знания и умения, а также желание не только жить в информационном мире, но и развивать, совершенствовать его, возник у меня давно. Наверное, мои мысли покажутся вам сейчас примитивными, но долгое время я считала, что основное внимание необходимо уделять совершенствованию развивающей среды, в которой живет ребенок, наполнению ее современным оборудованием, использованию в работе с детьми информационных технологий, знакомству ребят с «умными» приборами современного мира и профессиями людей, их использующих.

И тут мне предложили поучаствовать в экспериментальном проекте «Методика формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет». Вдруг моя жизнь сама по себе начала изменяться! В Вайбере появляется приглашение в группу «Информатика без розетки». «Это шутка?!» – подумала я. Но это была не шутка, а серьезный проект.

Что такое информатика я представляла себе по изучаемому предмету в школе. Однако как информатика может быть без компьютера? И, самое непонятное, как преподнести основы информатики детям дошкольного возраста? Это были самые главные вопросы, которые возникли у меня в первые мгновения. Но, как говорится, прежде чем судить о чем-либо, необходимо знать, о чем идет речь. Я люблю знакомиться с новым. И знакомство с описанием пилотного проекта «Информатика без розетки» стало для меня своего рода открытием. Я нашла ответы на вопросы о том, какая идея лежит в основе проекта, и она меня очень заинтересовала. Это же замечательно! Оказывается, можно целенаправленно развивать у детей качества и умения, которые подготавливают их к освоению программирования в дальнейшем. Здесь дети не просто рассматриваются пользователями современных достижений науки и техники, а развиваются в направлении, чтобы стать их непосредственными разработчиками.

Experience_22-16-02.jpg

Статья «Цифровых аборигенов не существует» заставила меня задуматься о том, что мы неправильно поступаем со своими детьми, когда оставляем их один на один со смартфонами, компьютерами, считая, что они отлично владеют информацией и умеют ей пользоваться. Но ведь это же не так! Детей нужно обучить пользоваться информацией, нужно дать им возможность стать создателями, а не потребителями, помочь им стать «цифровыми наследниками» в этом современном мире. И обучать их нужно, начиная с дошкольного возраста. Ведь уже в этом возрасте они тянутся к планшетам и смартфонам. Но, оказывается, начинать нужно без планшетов, смартфонов и компьютеров, о чем и свидетельствует проект «Информатика без розетки».

Я ознакомилась с целями, задачами проекта, его описанием. И меня очень заинтересовала «Методика формирования алгоритмической грамотности у воспитанников от 5 до 7 лет». Стать участником проекта по апробации новой методики – это же здорово! Научиться чему-то новому, получить возможность найти подход к новому поколению детей. Именно это я и искала! Но как обойтись без компьютера? Конечно, используя на занятиях дидактические игры и упражнения. Но какие должны быть игры? Ведь каждый день на занятиях с детьми мы используем невообразимое количество разнообразных игр. Чем же они отличаются от тех, что нам предложит проект «Информатика без розетки»?

Вопросов возникало огромное множество. Я вдруг очутилась в совершенно новом для меня мире. С одной стороны – это те же дети, моя работа, где все знакомо, а с другой – неизведанный мир информатики, который надо понять и в который нужно вовлечь детей. Знаете, как я себя почувствовала в этот момент? Как Алиса, которая попала в Страну чудес и в Зазеркалье, где обычное оказывается необычным и наоборот.

«И всё же, и всё же… В этом что-то есть. Я думала, что такое случается только в сказках. И вот, пожалуйста, такое случилось со мной! Можно считать, что я угодила в самую середину сказки». [Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»]

И мои первые шаги в проекте – это путешествие в Страну чудес!

«Будьте любезны, в каком направлении мне идти? – В известном тебе, – ответил Кот. – Оно мне неизвестно. – Значит, в неизвестном. Во всяком случае, известно, что в известное время ты окажешься та-ам или ту-ут…» [Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»]

Я отправилась осваивать неизвестное! Для участия в проекте нужно было пройти обучение и получить сертификат, который позволит стать тьютором проекта. Конечно, я много раз слышала о тьюторах, которые ведут дополнительные занятия с одним или несколькими детьми, сопровождают детей, помогают им освоить образовательную программу. Но что же значит стать тьютором в проекте «Информатика без розетки»? Это мне еще предстояло узнать.

И вот началось обучение!

«Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» [Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»]

Проходить онлайн обучение было познавательно и полезно. Я вспомнила школьные уроки информатики. А логические задачи заставили серьезно поразмышлять. «Чем неправильнее, тем правильнее». Известная цитата из сказки очень удачно характеризует решение мною некоторых логических задач.

Experience_22-16-01.jpg

Обучение пройдено! И вот он долгожданный сертификат!

Но что же делать дальше? А дальше уже сложнее. Всегда легче быть учеником, чем учителем. Ведь теперь всю информацию нужно донести до родителей, заинтересовать их так, чтобы они захотели участия своих детей в проекте. Продумать все необходимое для организации занятий. Провести диагностику. И главное успеть совместить это всё со своей работой и ничего не забыть. Мне становилось грустно от того, что было много работы и казалось, что я не справлюсь совсем, многое было не понятно. Нужно было все так четко спланировать, чтобы все-все успеть сделать и во всем разобраться!

«Не грусти. Рано или поздно все станет на свои места и выстроится в единую красивую схему, как кружева. Станет понятно, зачем все было нужно, потому что все будет правильно». [Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»]

Я провела родительское собрание, на котором рассказала родителям, что мы стали участниками экспериментального проекта, озвучила цели и задачи проекта и дала им прочесть статью, ту самую, которая очень заинтересовала меня. И это еще не все. Мне нужны были эмоции родителей. Как добиться того, чтобы они прочувствовали суть предстоящей работы? Конечно, поиграть! Мы играли в «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Рассели друзей», «Раскрась рисунок пластилином». И в результате – сработало! По оживленному общению и горящим глазам этих взрослых детей я поняла, что выбрала правильное направление. Родители единогласно согласились с тем, что детям необходимы эти занятия.

«Нельзя делать два дела сразу. Во всяком случае, делать хорошо». [Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»]

Следующий этап – подготовить материалы для работы с детьми. Но ведь у воспитателя и так много работы, тем более в старшей группе: списки, планы, подготовка к основным занятиям и многое другое. А для проведения занятий по проекту нужно распечатать картинки для игр, подготовить необходимое оборудование. И тут новая проблема – надо сделать главного героя всех занятий – котенка Алесика. Какой он должен быть? Ведь это не просто игрушка, это персонаж, который должен и радовать детей, и настраивать их на определенное направление работы. Тут одному было не справиться. Коллеги, нужна помощь! Наш котенок родился после бурного обсуждения и совместной творческой работы всех педагогов, участвующих в проекте.

«Я это знаю точно, только неточно знаю, откуда это знаю». [Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»]

Диагностика. Очень важный момент в апробации методики. Интересно, какие результаты получатся? Справятся или нет мои ребята с заданиями методик? Казалось, диагностика не должна представлять трудности в проведении. Ведь есть четкое описание методик, есть готовый диагностический инструментарий. Как говорится – бери и делай! Но, оказывается, проблема может возникнуть там, где ее совсем не ждешь. Знаете, что стало самым трудным при проведении диагностики? Оставаться беспристрастной и четко соблюдать инструкции, даже если ребенок не справляется и не знает ответ. Но это же мои дети! Я же воспитатель, я должна помочь, направить, вселить уверенность, что он делает все правильно! В какой-то момент я заметила, что невольно стараюсь подсказать, нацелить ребенка на правильный ответ. Мимикой, жестами подталкиваю к выбору решения. Пришлось сделать перерыв, осмыслить, что и как, сделать выводы и выработать правильную линию своего поведения при проведении диагностики. Было трудно постоянно контролировать себя, но, думаю, мне удалось.

Постепенно я провела всю диагностику и многое узнала о своих детях. И вот – все готово. Я справилась! Можно приступать к занятиям.

«Представляете, эта игра совсем не похожа на игру. Правил никаких, и их никто не соблюдает. И вдобавок всё живое – и шары, и молотки, и воротца. Только хочешь попасть в воротца, а они встали и пошли гулять. Только нацелишься на шар Королевы, а он – ёжик. Встал на лапки и – дёру». [Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»] Мое первое занятие! Волнуюсь! На первом же занятии расплакалась девочка. Она не хотела заниматься, а хотела пойти играть с другой группой детей. Но, когда появился кот Алесик, слезы быстро высохли. Все! Одна проблема решена. Но тут еще новая тема: «Знакомство с логической операцией отрицания». Дети не могут понять, как правильно сказать. Ведь они привыкли говорить, что лимон желтый, овальный, кислый. А тут всё наоборот или не наоборот, а точно так же, просто с частицей «не». Я им говорю: «А по-другому, с частицей «не», как сказать?». А они все равно: «Овальный, желтый! Или нет? Не овальный, не желтый! Не то!» А в глазах вопрос: «Чего вы от нас хотите?» И опять всё с начала! Но и с этим мы справились. И тогда уже я услышала: «Не сладкий, не горький, не соленый, не квадратный, не зеленый…» Ура! Дети поняли. На следующих занятиях дети быстро подбирали признаки с частицей «не». Я уже обрадовалась, что у них все получается. Но тут новая тема и первое занятие по новой теме. И новые игры! И снова трудности!

…И вновь вниманьем молодым
Зажглись детишек глазки…
Они готовы – вижу я –
Внимать, дыханье затая,
Словам волшебной сказки…
[Льюис Кэрролл, «Алиса в Зазеркалье»]

Experience_22-16-03.jpg

Несмотря на то, что возникали трудности при разборе новых тем, детям всё равно нравились занятия. И не было уже слез, недоумевающих выражений лиц. Дети радовались, когда я говорила, что будет занятие. Они с восторгом встречали котика, старались выполнить все предложенные задания, даже если у кого-то появлялись трудности, то не сдавались, помогали друг другу. На некоторые игры ребята так бурно реагировали, как никогда раньше. Я стала для детей не тем воспитателем, которым была все прежние два года. Они стали прислушиваться к каждому моему слову, указанию. Было видно по глазам детей, что они доверяют мне, хотят узнать что-то новое. Мне даже стало казаться, что мы стали ближе друг другу. Появились более доверительные отношения. Сегодня дети ждут занятия с нетерпением. Очень часто я слышу вопрос: «А когда будет занятие с котиком?»

«Думай о смысле, а слова придут сами!» [Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»]

Теперь я поняла, что значит быть «тьютором». Это значит стать наставником для своих воспитанников, который сможет заинтересовать детей и повести за собой, вовремя дать нужный совет, помочь проявить себя, установить доверительные отношения с каждым ребенком, преподнести так материал занятия, что он действительно заинтересует ребенка. Это тот человек, который сможет сделать комфортной любую обстановку для обучения каждого ребенка. Вы спросите: «А разве воспитатель этого не делает?» «Делает! – отвечу я. – Только испытывает при этом иные чувства, и дети ведут себя по-другому. Но, чтобы понять эту разницу между тьютором и воспитателем, нужно попробовать стать тьютором, участником проекта. Просто словами это сложно описать».

С каждым занятием я вижу, что у детей появляются всё новые и новые знания. И то, что было не понятно на прошлом занятии, становится понятным на следующем. Я вижу, какие задания нравятся детям и вызывают у них бурю эмоций и восторга, а какие задания заставляют их скучать. Я понимаю, как сделать скучные задания веселыми. И всё это я отмечаю в дневнике. Проводя некоторые игры, мне хочется добавить что-то свое, разнообразить их, дополнить. Занятия получаются яркими, насыщенными, эмоциональными. И ни у кого из детей не возникает желания уйти или пропустить его.

«Во всём есть своя мораль, нужно только уметь ее найти!» [Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»]

Рефлексия! Очень важная часть занятия. Здесь удается понять, какие задания вызывали трудности, а с какими легко было справиться. Что больше всего понравилось детям. Рефлексия дает возможность высказаться каждому ребенку. Дети даже могут признаться, почему они грустили с утра, хотя целый день об этом и говорить не хотели. В эти моменты рефлексия происходит и у меня. Я понимаю, как нужно было провести занятие, чтобы дети лучше усвоили материал занятия и как нужно было бы выстроить следующее. А как же нравятся моим ребятам дневнички и наклейки с веселыми смайликами. Да-да, именно с веселыми, а не с грустными, потому что они в основном их и выбирают.

«Потом-то Алиса удивлялась, как это она не удивилась, но ведь удивительный день ещё только начинался, и нет ничего удивительного, что Алиса ещё не начала удивляться». [Льюис Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»]

Проект изменил мои взгляды на работу с детьми, научил мыслить по-другому. И вовсе не обязательно использовать на занятиях компьютеры и современную технику. Оказывается, можно обойтись дидактическими играми и упражнениями, используя цветные картинки, обручи, мячи, и еще добавить немного фантазии. Как это раньше мне не приходило в голову? Ведь нужно было только изменить свое отношение к современной действительности и не побояться попробовать научиться чему-то новому, возможно, чуть-чуть непонятному, но очень уж занимательному. Думаю, что я нашла то, что искала. Теперь я буду использовать обручи на занятиях, лабиринты, коды, переделывать знакомые сказки, придумывать новых героев к занятиям и многое другое. А главное, постараюсь вызвать у детей познавательный интерес, создать комфортную, доверительную обстановку.

А когда закончится проект, я долго еще буду вспоминать, как приходилось доказывать, что кот из проекта «Информатика без розетки» – это рыжий кот, а не лиса. Искать общие и различные черты у кота и лисы. А потом искать на улице рыжих котов и доказывать, что коты рыжего цвета бывают. Как дети ловко научились отрицать признаки. Даже когда занятие было по другой теме, все равно комментировали: «Красный – это не зеленый и не синий. Встань не в обруч, а возле него». Как по очереди перекладывали красный круг из одного обруча в другой и не могли найти ему места, пока не разобрались, что есть область пересечения двух обручей (внутри обоих обручей). А какие замечательные получались рисунки с радужным солнцем и рассказы-небылицы про драконов и пиратов, когда казалось, что не справятся и им будет тяжело понять новую тему. Но стоило чуть-чуть помочь, дать какой-нибудь простой образец, и дети тут же придумывали такие интересные рассказы, каких я не ожидала даже услышать.

Спасибо проекту «Информатика без розетки» за возможность нестандартно мыслить, развиваться, творить!!!
наверх