Главное в профессии – любить и понимать детей — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Главное в профессии – любить и понимать детей

Давайте познакомимся. Меня зовут Анастасия Викторовна Петерсон. Я живу в замечательном городе Орше Витебской области. Работаю воспитателем дошкольного образования в яслях-саду №7, являюсь участником республиканского экспериментального проекта «Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5-7 лет».

Я часто задумываюсь, чем привлекла меня профессия воспитателя, почему я выбрала именно ее? Иногда мне кажется, что это профессия выбрала меня. Слушая рассказы мамы, я вспоминаю свое детство и вспоминаю, как сама, будучи маленькой девочкой, приходила из детского сада и рассаживала мишек и кукол, показывала им книжки с цветными картинками, что-то объясняла, журила, если они баловались, кормила, укладывала спать, одним словом – воспитывала, повторяла то, что видела и запоминала от своего воспитателя.

Сегодня я – воспитатель, и я понимаю, насколько важна моя миссия, ведь дети, как и я сама когда-то, запоминают и повторяют то, чему их научили в детском саду.

Выбрав путь воспитателя, я поставила перед собой чрезвычайно важную и сложную, но вместе с тем интересную задачу – научить детей учиться, стремиться к познанию чего-то нового и интересного, а значит – развиваться.

К сожалению, очень часто от обывателей можно слышать, что профессия воспитатель – это просто уход за маленьким ребенком. Некоторых родителей интересует только, что ел сегодня их ребенок, как он спал. Не каждый спросит: а чем вы сегодня занимались на занятиях? Как развивается мой ребенок и успешно ли он усваивает образовательную программу?

Так что, получается, воспитатель – это человек, который осуществляет уход за ребенком и больше ничего?

Это совсем не так. Воспитатель не может быть равнодушным к проблемам развития своих воспитанников и их личностного роста. Это профессия, которая способствует взращиванию лучших человеческих качеств и формирует внутренний мир не только ребенка, но и взрослого.

Сегодня для детей воспитатель – это один из немногих людей, которому есть дело до ребенка и его проблем, задумок, интересов. И в то же время ребёнку необходимы тепло, забота, внимание, ласка и развитие.

Профессия позволяет мне оставаться в гармонии с собой, а значит быть счастливой, открывая каждый день что-то новое и интересное.

Таким новым и интересным для меня стало участие в республиканском экспериментальном проекте «Апробация методики формирования алгоритмической грамотности у воспитанников 5-7 лет». Важную роль в принятии решения об участии в эксперименте сыграла наш заместитель заведующего по основной деятельности Игнаткович Елена Николаевна. Она всей душой болеет за этот проект. Видя ее горящие глаза, полные новых идей и творческих открытий, я не осталась в стороне и согласилась, как позже узнала, стать тьютором проекта.

Я познакомилась с современной профессией в педагогике – тьютором, что в переводе с английского – педагог-наставник, опекун, попечитель; от латинского tueor – заботиться, оберегать.

Тьюторство в образовании означает максимальную индивидуализацию образовательного процесса. А индивидуализацией специалисты называют такую работу, когда ребёнку мы даем знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор – это посредник между традиционным педагогом и ребёнком. Он анализирует интересы и проблемы ребёнка, отслеживает, что ребенку даётся с трудом, а к чему у него есть способности.

Если воспитатель может в досаде махнуть рукой на непослушного малыша, то тьютор находит для этого ребенка индивидуальный маршрут освоения мира и получения новой информации и знаний. Он помогает маленькому человеку сформировать познавательные интересы, а в итоге – найти свой будущий путь в жизни.

Как говорят специалисты, педагог работает с ответами, а тьютор – с вопросами. Это особое умение.

Тьютор-воспитатель не может быть равнодушным к проблемам личностного роста своих воспитанников. Это – человек, способствующий росту лучших человеческих качеств и формирующий внутренний мир ребенка.

Тьютор-воспитатель всегда немного волшебник. Почему, спросите вы? Ребенок, как лист чистой бумаги. Если напишешь на ней что-то с ошибкой, исправить ее в дальнейшем будет сложно. Я должна быть готовой ответить на любой детский вопрос, ребенок мне доверяет и думает, что я все на свете знаю. Работая с детьми, я не перестаю удивляться, насколько они разные, интересные, забавные, любопытные, удивительные. В одном ребенке одновременно живет и талантливый художник, и неутомимый экспериментатор, и удивительный актер, и веселый музыкант, и прагматичный айтишник.

А вот и первое испытание для меня. Курс онлайн-обучения «Информатика без розетки: для начинающих». Когда увидела первый тест, подумала: «Это точно не для меня! Я ничего не понимаю! Не смогу!» Когда прошел шок, стала внимательно читать задания. Но все равно первую попытку завалила.

Experience_22-12-01.jpg

Вторая оказалась более удачной. Когда нам торжественно вручили сертификаты по итогам обучения в рамках образовательного проекта «Программирование – вторая грамотность», я была счастлива! Ура! Вот она, первая победа! Я в проекте!

Мое участие в экспериментальном проекте, постоянное общение с детьми в процессе проведения занятий кружка «Информатика без розетки» позволили мне по-другому взглянуть на мою профессию. Участие в проекте для меня – большая удача. Сначала сложно было вникнуть в основные положения программы. Как преподнести новый материал детям, чтобы им были понятны цели и задачи обучения? Как провести занятие, чтобы детям было интересно, увлекательно, и они не устали?

Каждый мой день в проекте – это новые неожиданные открытия. Изучать азы информатики без использования компьютера – это кажется вначале странным и непривычным одновременно. Как это вообще возможно?

Удивительно, но это работает! Когда я первый раз вошла в группу и стала готовиться к занятию, дети смотрели на меня настороженными глазами с опаской и неуверенностью. В их глазах я видела вопросы: «А вдруг у меня не получится?», «А может будет неинтересно и мне не понравится?»

Я поймала себя на мысли: а ведь все это чувствую и я. И это состояние тревоги как ком нарастает и передается детям. Именно этот момент стал для меня переломным. Смахнув неуверенность и страх с лица, я решила для себя – у меня все получится! На меня смотрят дети. Я просто не могу их подвести.

Такая же неуверенность читалась и в глазах родителей моих воспитанников, когда они впервые услышали о проекте. Наверное, самым сложным оказалось донести до них всю значимость и ценность данного проекта, в ходе которого развивается логическое и алгоритмическое мышление детей дошкольного возраста, что заставляет уже по-другому взглянуть на это направление нашей работы.

На родительском собрании мы познакомили родителей с полной информацией о данном проекте, по возможности ответили на все интересующие и волнующие их вопросы. Вместе находили ответы на вопросы: «А зачем моему ребенку заниматься информатикой в детском саду? Пойдет в школу, всему научится» или «Что же это за кружок такой, дети и так в саду знакомятся с основами математики?»

После долгих дискуссий и разговоров равнодушных к нашему проекту не осталось. Всем хотелось узнать, как он работает, как дети раскроют свой потенциал в процессе занятий кружка.

Experience_22-12-02.jpg

Сомнения развеялись после первого занятия. Материал интересный, обучение строится в соответствии с уровнем развития детей. Все мои воспитанники занимаются с большим удовольствием и с радостью посещают именно этот кружок.

В ходе работы в проекте не все было понятным и доступным, в чем-то я пыталась самостоятельно разобраться. Но постоянная поддержка руководства, коллег по работе, совместное обсуждение отчетов вселила уверенность в свои силы. Увлек ритм работы, постоянный поиск, обучение, желание сделать каждое занятие максимально эффективным.

Чувства и эмоции детей, которыми были пропитаны занятия, также были неоднозначными. Так, на занятии по теме «Знакомство с логической операцией «И» в игре «Подарим кукле бусы», Варвара после первой неудачи отложила свой рисунок со словами «Не хочу больше рисовать, надоело!» Но тут к ней повернулась Кира и серьезно так сказала: «Но как же ты пойдешь на день рождения без подарка?» – и добавила: «У меня тоже сначала не получалось. Но я подумала и исправила свою ошибку. А может, именно мои бусы больше всех понравятся кукле!» После этих слов Варя по-новому взглянула на свой рисунок, повертела его в руках, потом взяла карандаш и принялась вырисовывать каждую бусинку.

А на занятии по теме «Отрицание по аналогии», когда дети должны были построить из конструктора цветок для мамы, Андрей в составе своей команды никак не мог справиться с этой задачей и поэтому не хотел продолжать работу. На что его друзья, Егор и Ваня, ответили: «Давай лучше начнем сначала, вместе подумаем, что мы делаем не так. Посмотри, как другие стараются. Ведь это подарок для мамы!» После этих слов Андрей подумал и сказал: «Давайте скорее, а то девочки нас обгонят!»

Как изменились мои дети? Они стали более активными, креативными, организованными, появились навыки работы в команде. В процессе посещения занятий кружка у детей появилось желание учиться новому, стремиться к интересным открытиям. И жажда получения новых знаний, я бы даже сказала, усилилась.

Хочется отметить, что изменились не только дети, но и их родители. Они регулярно интересуются успехами своих детей, просят посмотреть конспекты занятий, спрашивают, нужно ли позаниматься с ребенком дома индивидуально. Радуются вместе с детьми их новым достижениям. Мы обсуждаем вместе с ними дальнейшие наши планы и успехи каждого ребенка.

Участие в экспериментальном проекте, несомненно, способствовало и моему профессиональному росту. Я стала больше времени уделять самообразованию, изучению психологических особенностей детей, игровых методов обучения, основ информатики. Сейчас я прохожу второй этап онлайн-обучения «Информатика без розетки: тьютор проекта». Надеюсь, он также будет успешным.

Самой высокой оценкой своего труда я считаю восторженные взгляды моих воспитанников, их бесконечные вопросы и поиск совместных ответов на них, их желание заниматься в кружке и высокую мотивацию к тому виду деятельности, который называется «Информатика без розетки»!

Моя работа в проекте дала понять, что, действительно, я – не только воспитатель, я – тьютор. Потому что я помогаю детям разобраться в сложном мире понятий, представлений, логических взаимосвязей и операций. Я готовлю их к будущей взрослой жизни и, надеюсь, к успешному обучению в школе.

И я испытываю чувство удовлетворения от проделанной работы. Это величайшее по силе чувство – когда видишь, как ребенок отвечает тебе, начинает раскрываться, как цветок, и чувствует в тебе поддержку.

Я глубоко убеждена, что я выбрала правильный в жизни путь – профессию тьютора-воспитателя. Работая по зову сердца, я могу сказать – профессии лучше моей нет! Тьютор – это действительно профессия будущего.
наверх