Мир настоящего – мир будущего — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Мир настоящего – мир будущего

В современном мире информатика учит понимать мир настоящего и мир будущего.

Образовательный проект «Информатика без розетки» ворвался в мою жизнь неожиданно. Появился и изменил мои профессиональные взгляды. О проекте я узнала в начале учебного года, отнеслась с любопытством. Первые дни были днями сомнений. Интуитивно поучаствовала в вебинаре, потом состоялась однодневная командировка в институт развития образования. Не замечая, с интересом увлеклась. Проект направлен на развитие логического мышления и логики. Для меня приоритетным направлением работы было развитие речи. Но ничто в нашей жизни не происходит случайно. Меня заинтриговали. Захотелось попробовать чего-то нового.

Несколько лет назад мне довелось вести кружок «Подготовка детей к школе». Остались свои наработки в данной области. И вдруг в рамках проекта «Программирование – вторая грамотность» предложили вести объединение по интересам «Информатика без розетки». Начало учебного года, планирование, сотрудничество с родителями, анкетирование, конспекты, занятия, изучение особенностей семейного воспитания – это далеко не все рабочие моменты, которые настигают педагогов в учебном году. Работа должна проводиться с детьми старшей группы. Данный проект заинтересовал и администрацию учреждения дошкольного образования. Было принято совместное решение – будем участвовать. Будем идти вперед!

К работе по мере своих сил подключились и другие педагоги. Был проведен опрос законных представителей по поводу изменений в дополнительные образовательные услуги. Родители реагировали по-разному. Кто-то соглашался сразу и с радостью. Были те, кто сомневался и просил время подумать. Желающих набралось 10 человек. Поменялись расписание и весь ритм моей жизни. Кажется, у меня не осталось ни одной свободной минуты.

Сразу хотелось изучить весь проект, но после беглого взгляда стало понятно, что все вопросы буду решать по мере их поступления. После изучения целей и задач проекта встал вопрос о наглядном, раздаточном материале. Ведь дети хотят всегда что-то новое, интересное, яркое. Играя, они учатся. Я не даю готовый вариант решения, детям приходится думать самим, что является главным мотивированием в их обучении. Они накапливают массу информации, учатся ею оперировать. После каждого задания я вижу разную детскую реакцию и выражение их глаз. Стало понятно, почему нас, участников проекта, называют тьюторами.

Тьютор – это персональный наставник, он помогает ориентироваться, получать конкретные навыки, оказывает помощь в самоопределении. С английского языка этот термин переводится как «опекун, попечитель». История тьюторства имеет давние традиции, первые тьюторы появились еще в 14 веке, эпоху Средневековья. Они помогали студентам выбрать лекции для посещения. Главное отличие тьютора от преподавателя или лектора – это стремление увидеть личные цели, стремления, предпочтения, преодолеть трудности на пути к успеху, выявить пробелы. Тьютор сопровождает образовательный процесс, поддерживает, мотивирует, организовывает индивидуальный график. В наше современное время есть свои особенности тьюторства: чаще всего эта профессия находит свое применение в инклюзивном образовании.

Но ведь тьюторы могут и должны заниматься не только с особенными детьми, но и с талантливыми. В этом случае для воспитанников будет своя программа, учитывающая их способности.

Деятельность тьютора предполагает организацию деятельности, анализ возможности использования дополнительных ресурсов в обучении, помощь в освоении технологий; консультирование.

В проекте «Информатика без розетки» я увидела новый формат обучения, изучение и использование прогрессивных технологий. Не раз я читала про программирование, но мне казалось это чем-то далеким от меня. Я и представить не могла, что сама займусь изучением кодирования!

Мир меняется с бешеной скоростью. То, что было сложно представить 20 лет назад, для современных детей – это норма. Свершившаяся когда-то научно-техническая революция кардинальным образом преобразила систему образования в мире. Сейчас мы не представляем жизни без вычислительной системы, новых технологий. Думаю, в будущем каждый из нового поколения будет общаться с компьютером на «ты».

В условиях информационной среды тьютор – это принципиально новая профессия. Мои занятия идут на высоком уровне диалогичности, дети всегда открыты. Я вижу особенности каждого, слабые и сильные аспекты личности. Для меня стало неожиданным то, что некоторые совсем не хотят работать в паре и тем более в команде. Есть дети, которые хотят выполнять задания в одиночку, и для них это зона комфорта. А есть те, которые хотят быть лидерами, впереди всех.

Для любого воспитателя не секрет, что основа интеллекта закладывается в первые несколько лет жизни ребенка. К 5 годам у ребенка формируется 70% отношения к окружающему миру, недостатки воспитания начинают переходить в негативные черты характера, к 7 годам сформировано 90% отношения к жизни, черт характера и личности.

Experience_22-11-01.jpg

Логику необходимо начинать тренировать еще с дошкольного возраста. Логическое мышление не дается человеку при рождении по умолчанию. Это особый вид человеческого мышления, который нужно тренировать.

На каждом занятии проекта дети не только рассуждают, делают умозаключения, они развивают сообразительность, смекалку. Они анализируют, сравнивают, обобщают, классифицируют. Основа каждой игры – это наличие познавательного содержания. А поиск пути решения любой задачи позволяет развивать творческое мышление. Привычки мышления предопределяют нашу жизнь.

Бытует мнение, что без логического мышления не обойтись программисту. Но разве есть люди, кому не нужно делать правильные выводы, принимать наиболее выгодные решения, работать с информацией? Логика нужна каждому человеку! Я уверена, проект «Информатика без розетки» принесет пользу каждому. Еще Джозеф Аддисон говорил, что нелогичность является главной слабостью человеческой натуры. Я вижу, что занятия помогают детям делать умозаключения, обосновывать их, рассуждать и осмысливать. Этот проект вызвал огромный интерес у детей!

Я прекрасно понимаю, что основу в развитии ребенка несет семья. Именно поэтому создала свою группу в популярном приложении-мессенджере для удобства общения с законными представителями. Они знакомятся с предлагаемым материалом, выражают свои пожелания, ведут диалог, я делюсь с ними интересными фото с занятий. Создана тематическая страничка на сайте учреждения, где отражена суть проекта.

Не раз на занятия приходили и другие сотрудники детского сада. Ведь все делятся впечатлениями между собой, помогают в организации, оказывают посильную помощь. Каждое занятие требует большой подготовки, это постоянный творческий процесс. И я вижу, что меняются не только дети, но и я сама. Они с радостью идут на занятия, с восторгом и гордостью делятся потом своими впечатлениями. Я читаю радость на их лицах, желание сделать что-то новое. Общаясь с другими педагогами, я вижу их заинтересованность, так как ребята ждут с охотой следующее занятие.

Experience_22-11-02.jpg

Для стимулирования детей занятия начинаю с похвалы. В этом мне помогает игрушка-кот, которая имеет свою историю. Сразу у нас был маленький котенок, но белый. Потом появился большой рыжий кот, которому сшили подходящую одежду – и … решили отправить на конкурс в номинации «Творческая мастерская». А затем к нам пришел еще один котик для того, чтобы остаться навсегда. Это мягкая игрушка, которую дети с удовольствием берут на руки, гладят, снимают ему обувь и меняют головные уборы. Именно ему дети рассказывают свои алгоритмы, приглашают на напольное полотно и делятся настроением.

Для счастья нужно что-то делать, что-то любить, во что-то верить. Я делаю много. И порой даже больше, чем необходимо, но в этом и есть результат моего роста. Я люблю свою работу, себя и свою семью. И я верю, что все, что не делается – все к лучшему. И то, что сразу кажется нам трудным и ненужным, в результате может оказаться очень интересным и увлекательным.

Данный проект повысил мою профессиональную компетентность, сделал педагогическую деятельность более разносторонней, креативной. Программирование в неповторимый дошкольный период детства лично для меня доказало свою привлекательность и необходимость. Оно направлено на развитие современных детей, соответствует запросам сегодняшнего дня, открывает новые возможности.
наверх