Познание начинается с удивления — Информатика без розетки
  • Рус
  • En

Познание начинается с удивления

5.20 утра… звонит ненавязчивая мелодия моего будильника. Я протягиваю руку и откладываю подъем еще на 10 минут… Но потом подскакиваю и начинаю собираться на работу…

Традиционно до ухода на работу стараюсь успеть сделать чашечку кофе, но приготовлен он по особому рецепту: я беру чашу терпения, вливаю туда полное сердце любви, добавляю две пригоршни щедрости, немного юмора, посыпаю добротой и верой. Пью такой кофе ежедневно, чтобы влиться в работу с детьми.

Более 5 лет я работаю в образовании, и дошкольником я стала совсем недавно. Если оглянуться на 15 лет назад, то вижу себя учителем самого дорогого и любимого белорусского языка. Но жизнь сложилась иначе, теперь я – воспитатель, и очень горжусь этим.

Я – мама двоих ребятишек, но в то же время я – многодетная мама, ведь еще у меня 27 детей, которые так же мне дороги и любимы.

Каждый день я смотрю в глазки деток своих,
очень любопытных, упрямых, озорных.
Хоть хлопот по группе мне не счесть,
и покой порой мне только снится,
все, что делаю для них, – это только страница…
Но страничка моя состоит из добрейших лишь слов,
чтобы чувствовать сердцем их детскую любовь…

На сегодняшний день я не представляю себя в другой сфере деятельности. Детский сад – мой душевный очаг, а воспитанники – искорки, которые зажигают мое сердце день изо дня.

Я помню день, когда на собрании педагогических работников, руководитель учреждения гордо объявила, что наш сад будет принимать участие в экспериментальном проекте для детей старшего дошкольного возраста «Информатика без розетки». Мы все восприняли эту новость с большим интересом. А я с какой-то грустинкой, ведь всегда считала себя лириком, а не физиком, поэтому решила, что возможно информатика – не мое… Для меня было новостью, что именно во мне руководство нашего учреждения видит одного из участников проекта, тогда я ничуть не стала сомневаться в том, что должна попробовать себя в новом направлении и стать его участником.

Первое, что закралось в мою голову, – кто такой тьютор? Как я могу им стать, что должна для этого сделать, чему научиться, что освоить? Каждая такая мысль, словно деталь мозаики, металась в моей голове, но, к сожалению, точных ответов на них я не находила. И здесь мне очень помог обучающий курс от Парка высоких технологий по реализации проекта «Информатика без розетки».

Нам были предоставлены учебный план, методические рекомендации, конспекты занятий, дидактические игры. Все эти составляющие фрагменты помогли сложить мозаику в моей голове в понятную картину.

Я стала задаваться вопросом, какими качествами должен обладать тьютор в детском саду? И ответ на этот вопрос прост. Портрет современного воспитателя-тьютора выглядит так. Это человек, идущий в ногу со временем, применяющий инновационные технологии, владеющий ключевыми компетенциями. Но самое главное качество, которое остается неизменным на все времена, – любящий детей.

Я считаю, что тьютор – это воспитатель нового поколения, который должен встать и идти по такому пути, на котором должен увлечь за собою детей. Именно увлечь. Но чтобы увлечь, нужно иметь в себе нечто такое, что притягивает, вызывает интерес и увлеченность.

Поразмыслив над образом жизни своих детей, я пришла к выводу, что на сегодняшний день высокие технологии проникли во все сферы нашей жизни. Не осталось в стороне и воспитание. Всё чаще мы – родители – отдаём свои прямые обязанности по воспитанию на откуп электронным гаджетам. В связи с этим познание окружающего мира большинство детей начинает со знакомства с огромным информационным потоком из гаджетов. Социальные сети, видеоигры, бесплатные видеосервисы – всё это обрушивает на детей шквал различной информации. И здесь нужно понимать одну важнейшую деталь – вся эта информация не только не структурирована, но и зачастую является пустой и не несущей образовательной ценности.

Если десять лет назад появление в моей семье персонального компьютера сопровождалось покупкой образовательных дисков, то сейчас родители даже не обращают внимания на то, что смотрят и во что играют их дети. Результатом такого отношения является то, что большинство детей владеют, в лучшем случае, поверхностными знаниями, охватывающими очень узкий, интересующий их круг.

Experience_22-10-02.jpg

Здесь передо мной встает вопрос: как сделать поступающую информацию полезной и развивающей? Большинство детей сегодня видит в гаджетах и компьютерах некое «волшебное зеркальце», которое показывает им развлекательный контент. И из пользователя ребёнок становится потребителем. Он не имеет представления, на что способны электронные устройства помимо доставки видео и игр. Исходя из этого, я вижу необходимым знакомить детей с основами информатики начиная с дошкольного возраста. Как нам известно, игра является основной формой деятельности детей дошкольного возраста. Именно через игровую деятельность можно решать основные задачи развития ребенка. С помощью игры хорошо развивается алгоритмическое системное мышление, которое будет необходимым при дальнейшем изучении информатики. Но возникает противоречие – нужно дать ребёнку представление об устройстве и работе электроники без вреда здоровью.

Я, как педагог, вижу свою основную задачу в воспитании здорового ребёнка, которому будут созданы условия для достижения успеха в дальнейшей школьной жизни. Эту задачу (в контексте вышеописанного) прекрасно помогает решить курс «Информатика без розетки».

Невозможно понять и ощутить суть профессии, пока с ней не столкнешься и не примеришь на себе. Это как новое платье, красивое на витрине магазина, но будет ли тебе в нем комфортно и уверенно?

Работа в проекте словно водоворот незаметно поглотила нас с головой. Поначалу было даже страшно, возникали мысли, что это очень сложно, и я не справлюсь… Возможно, мои страхи рождались из-за небольшого опыта работы в экспериментальной деятельности. На досуге я размышляла, как дети воспримут новый проект, понравятся ли им занятия, смогу ли я, как педагог-тьютор, донести необходимую информацию, сформировать нужные знания, умения и навыки. Но интерес и желание проявить себя в новом, неизведанном до этого направлении, перебороли все страхи, ведь главная цель – увидеть результат своего труда.

Для детей хочется совершать чудеса, творить, взмахивать волшебной палочкой. Все это делать для того, чтобы видеть отклик в их душе – это для меня настоящее счастье. А каким радостным был день, когда ребята смогли примерить свои футболки с логотипом котенка. Сколько восторга и удивления вызвали детские яркие рюкзачки, блокноты, карты самооценки, стикеры, которые нам подарил Парк высоких технологий! И тут я мысленно подумала: «Вот это да!»

Наши занятия с детьми стали похожи на разноцветную карусель. Яркие, полные событий и неожиданных поворотов. На каждом занятии ребята перевоплощаются в информационных исследователей и отправляются в путешествия, где познают новые истины, учатся видеть и находить отличия между предметами, называют признаки и сходства предметов и явлений, учатся действовать по алгоритму, познают первые элементы кодирования. Все занятия структурированы по темам, что позволяет последовательно и систематически подавать новый материал.

Experience_22-10-01.jpg

На каждом занятии детей встречает уже полюбившийся им друг, котенок Алесик, который помогает ребятам перенестись в волшебную страну, где необходимо решить проблемную ситуацию или выполнить важные задания. Мы своими руками создали необычную игрушку котенка. Это своего рода котик-трансформер, который помогает детям познать и определить эмоциональное состояние на занятии. Котенок имеет четыре мордочки с проявлением определенных эмоций: радость, грусть, удивление, задумчивость. Идеей к созданию такой игрушки послужили предложенные карты самооценки, где ребята оценивают свое настроение наклейками-стикерами.

Мы, педагоги, тоже перевоплощаемся в проводников, наставников, где ведем за собой к новым невероятным открытиям. Нам с ребятами приходилось путешествовать на поезде, дети выступали в роли кондуктора и машиниста, а в вагончиках ехали пассажиры – геометрические фигуры, выбранные по заданному условию. Мы научились отличать ложь от истины, выбирать и находить высказывания с частицей «НЕ», составлять и рассказывать небылицы.

Нам довелось с ребятами помогать героям занятий находить свои домики. Для этих целей нами использовалось фантастически большое и удобное напольное полотно, которое позволяет в шаговой доступности пройти и просчитать клетки, двигаться по заданному алгоритму, опираясь на указания педагога.

На одном из занятий дети познакомились с роботами и их видами. Очень удивительно было видеть, что ребята не знали, какими бывают роботы. Ведь наши помощники-электроприборы – это тоже роботы, которые улучшают качество нашей жизни. Я приносила на занятие робота, который может выполнять заданные ему действия. Вы бы видели удивленные глаза детей… Они до такой степени были поражены, что электронное информационное устройство способно подчиняться приказам человека – программиста. Для меня было важно именно удивить детей, потому что многие ребята имеют дома подобные игрушки, но как с ними правильно играть, не знают.

Для того чтобы воспитанники в полной мере поняли принцип работы робота по алгоритму, я подготовила для ребят специальные шапочки роботов и программистов. Дети определили для себя, кто будет выступать в роли программиста, а кто в роли робота. Программисты давали поручения роботам выполнить определенные задания, но необходимо было действовать строго по заданному алгоритму, не нарушая его последовательность. Ребята в роли роботов должны были правильно нарисовать рисунок, прочитать книгу, уложить куклу спать, сделать утреннюю зарядку.

Мне было очень приятно видеть взрыв эмоций на лицах у детей, они никогда ранее не играли в подобные игры. Даже те ребята, которые часто были серьезными и задумчивыми на занятиях, искренне улыбались и радовались.

Девиз моей работы в экспериментальном проекте достаточно прост: «Удивляясь – удивлять, увлекаясь – увлекать!»

На мой взгляд, любое познание мира начинается с удивления. Поэтому на своих занятиях я стараюсь добиться у детей удивления. Именно эта эмоция станет интересом к предстоящему делу, это будет мотивом к действию. В моих силах превратить каждое занятие в удовольствие, нечто удивительное и завораживающее. Недаром говорят: «Творчество – вот лучший учитель!» Вырастить человека в полном смысле слова – это значит совершить чудо. И такие чудеса я, обыкновенный педагог, стараюсь делать на каждом занятии.

Рассказать, показать, объяснить – этого для меня недостаточно. Важно суметь увлечь и повести за собой каждого ребенка, работать с ним в понимании, быть ему во всем примером. На занятиях в проекте для меня важно научить своих воспитанников идти трудными дорогами познаний, не ждать готовых решений, а искать и находить ответы самим.

Что мне дает участие в проекте? Я стала более активным человеком и даже увидела, что начинаю подниматься по лестнице успеха. Это огромный шаг по самообразованию, я много узнала нового, смогла проверить свои знания и способности. С достоинством сдала все обучающие модули с высокими оценками, справилась с сертификационными тестами. Разве это не успех? Я накапливаю педагогический опыт, общаюсь с коллегами, получаю новые знания, чтобы передать их своим любимым воспитанникам.

У некоторых моих коллег возникает впечатление, что работа над проектом не вызывает у нас затруднений. Конечно, проект требует много дополнительного времени и сил. Но эти трудности меня даже закаляют, вызывают азарт и ставят меня как личность на ступеньку выше. Всякие трудности в нашей жизни посильны, чем-то увлекательны, они не дают нам затухнуть, быть поглощёнными обыденностью и бытом.

Каждый раз перед проведением занятия я много готовлюсь, дополнительно изготавливаю необходимые атрибуты к играм, продумываю, как их применить на занятии. Но я не должна забывать, что я в первую очередь мама, и должна уделять внимание своей семье, сыну и дочери. Поэтому стараюсь рационально использовать свое время с пользой и любовью для всех.

Родители моих воспитанников очень довольны и поддерживают мою работу, они благодарны за труд и внимание к их детям. Они знают, что нас ждут интересные и увлекательные занятия, о которых вечерами им рассказывают ребята. Я уверена, что они будут гордиться тем, что именно их дети стали участниками такого полезного и познавательного проекта.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что реализовать себя в профессии тьютора могут не только преподаватели с опытом, но также и молодые специалисты, эта профессия выглядит весьма перспективной. А совершенствование технологий онлайн-обучения, стремление к качеству таких курсов, а также постоянный рост числа различных обучающих онлайн-проектов значительно усиливают роль тьюторов в современной системе образования. Это дает возможность передавать свои ценные знания и навыки в любое время и в любой точке мира.

Любое познание начинается с удивления… эта бессмертная фраза Аристотеля красной нитью проходит в моей деятельности. Сказать, что проект меня удивил, – ничего не сказать… Он пленил меня своими идеями, кипящей энергией. А когда человек увлечен, он сможет всего добиться и победить.
наверх